
Конфликты, безденежье и немного позитива: как переживают кризис днепровские медиа

Нехватка финансирования, стычки в коммуникации с властью, кадровый голод и усиление дезинформации стали уже стандартным набором проблем, с которыми сталкиваются медийщики Днепропетровщины в своей ежедневной работе. Разбирались, как региональные медиа проходят через эти кризисы.
Коммуникация без коммуникации
Коммуникация медийщиков Днепропетровщины и власти разных уровней напряжена. Так сложилось давно. Прессслужбы и не только всеми силами пытаются оградить своих работодателей от медийщиков. В частности,на дняхпроизошел очередной конфликт между днепровскими медиа и городскими властями. Журналистку издания Dnipro. Media, которая пришла освещать сессию днепровского городского совета, разместили на балконе с шумопоглощающим остеклением, что сделало невозможным работу медийницы. После завершения сессии ее не выпускали из него, пока все депутаты не покинули здание городского совета.
Инна Лысак, шеф-редактор 11-го канала (г. Днепр),подтверждает проблемы в коммуникации с прессслужбами разных ветвей власти.
«Сейчас это особенно касается информационных запросов о тендерах или финансировании объектов благоустройства, к которым у общества возникают вопросы – целесообразно ли на это тратить бюджетные деньги во время войны. На такие запросы получаем либо неофициальные отказы, либо формальные отписки без четких ответов на поставленные вопросы» , – говорит Инна Лысак.
Соглашается с коллегой иСофия Скиба, исполнительный директор онлайн медиа «Первый Криворожский»из Кривого Рога.
«Коммуникации городских властей с нами нет. Время от времени отвечают на официальные информационные запросы, но здесь уже речь не идет, конечно, ни о стандартах, ни об адекватных комментариях. Ибо это, как правило, отписки. Коммунальные предприятия – тоже самое. Даже получить комментарий по порывам на теплосети или водоканала невозможно. А после каждойпубликациилюди, сотрудники водоканала, приходят в комментарии защищать "героическую" работу их работников и рассказывать нам, как мы должны делать свою. Нас это не демотивирует, но нам и грустно, потому что так не должно работать коммуникация», – рассказывает исполнительный директор.
Скриншоты из Telegram-канала «Первого Криворожского».
Коллаж: Екатерина Лысюк
Свобода слова и деза
Со свободой слова, по мнению днепровских медийщиков, ситуация лучше, чем коммуникация с властью, но есть нюансы.
По мнениюЕкатерины Охотник, главной редактора сайта 056.ua (г. Днепр), формально свобода слова сохраняется, но давление на медиа растет.
«С одной стороны, есть военные ограничения и информационная политика государства, с другой — риски судебных исков и угроз из-за расследования и критических материалов. Некоторые журналисты говорят о самоцензуре, потому что боятся навредить стране или оказаться под атакой ботов и хейтеров», - рассказывает она.
«Официальные запреты или темники мы как независимый телеканал не получали», – говорит Инна Лысак, шеф-редактор 11-го канала. - Имелись лишь отдельные просьбы от некоторых государственных структур в осторожном освещении в военное время некоторых чувствительных для украинского общества тем. Обычно в таких случаях мы находили компромисс».
Также медийщики области начинают замечать активизацию пророссийских ресурсов, распространяющих манипулятивные нарративы об измене союзников.
«Отдельные медийщики и политики открыто злорадствовали о сокращениифинансовой помощи США. В то же время, отдельные днепровские региональные СМИ утверждают, что это их не коснулось, что, вероятно, связано с их практикой публикации рекламных материалов без соответствующей маркировки, что противоречит журналистским стандартам», – говорит главный редактор сайта 056.ua.
Главная редактор сайта 056.ua Екатерина Охотник
Фото: Екатерина Охотник
Финансы – уже на грани
Основной проблемой для медиа Днепропетровщины остается финансовая нестабильность. Медиа Днепропетровщины до сих пор приходят в себя после приостановки финансовой помощи от правительства США. Некоторые сокращают количество контента, другие пытаются перераспределить средства так, чтобы хватило как можно дольше, а некоторые активно ищут новые возможности.
Для интернет-издания «Желтые Воды. City», по словамглавного редактора медиа Павла Ештокина,основными проблемами остаются нехватка финансирования и кадровый голод.
«Найти специалистов в маленьком городке типа Желтых Вод трудновато. Ну и основным остается отсутствие должного финансирования. До октября 2024 года у нас была грантовая помощь от швейцарцев, и мы много работали со стипендиальными проектами. За счет рекламы мы покрываем всего 20% наших расходов. Понимаем, что сейчас, в условиях войны, на самоокупаемость выйти невозможно. По последним подсчетам, на март у нас есть, а дальше – мы уже без денег», – рассказывает о перспективах главный редактор интернет-издания «Желтые Воды. City» Павел Ештокин.
Главный редактор интернет-издания «Желтые Воды. City» Павел Ештокин
Фото: Павел Ештокин
Комментируя ситуацию с приостановкой помощи от США,главная редактор сайта 056.ua Екатерина Охотникконстатирует, что это существенно повлияло на работу команды, но медиа активно ищет решение.
«В нашей сети возникли серьезные трудности, ведь мы должны получить два больших гранта, которые помогли бы нам продолжить работу. Непосредственно наша редакция также потеряла финансирование по очень важной теме. Сейчас о ней мало говорят, но она критически важна, и для ее качественной обработки нужно время, которого в условиях кризиса у нас просто нет», – делится Екатерина Охотник.
Для онлайн-медиа «Первый Криворожский» основными проблемами является потеря финансирования, увеличение работы админперсонала для поиска средств и увеличение времени на определение приоритетности проектов и соответственно распределение остатков ресурсов.
«Мы были сразу на этапе принятия. Но из-за неизвестности настроение у команды близко к нулю. Пока у нас нет новых подписанных соглашений, работаем на оставшихся на счетах деньгах. Люди трудятся только на ставку, без дополнительных проектов, дополнительных гонораров. Из-за задержки траншей, кстати, от США перед некоторыми людьми мы еще остаемся в долгу. Кстати, Штаты очень часто задерживали финансирование. По одному из сделок мы до сих пор не получили средства за работу еще осенью 2024 года», – говорит София Скиба.
Также исполнительный директор рассказывает, что для экономии средств переориентировали некоторых сотрудников и сотрудниц по контентной работе на фандрейзинговую. Команда планировала такие изменения на 2025 год, но в более спокойном формате, планово и несколько позже.
И щепотка позитива
Деньги – актуальная тема для многих медиа региона. Но несмотря на это, учитывая присущую украинцам устойчивость и изобретательность, ищут новые источники финансирования и не теряют оптимизма.
«Мы не сокращали никого», – радуется исполнительный директор онлайн-медиа «Первый Криворожский», - сказалаСофия Скиба.
По ее словам, медиа отказалось от услуг людей, я по контрактам по дополнительным проектам, которые также финансировались из американской помощи.
«Мы пока не можем подтвердить людям, это наши аутсорсеры или те, кто у нас работает на парттайм. Основной штат у нас работает, сохраняем фокус на криворожские новости и городские события, исторический контент, экологическую журналистику и историю расходования средств из бюджета города. Собственно мы продолжили работать этот месяц в том же режиме. Мы крутые!» – говорит София Скиба.
Редакция «Первого Криворожского».Фото:«Первый Криворожский»
Главная редактор сайта 056.ua Екатерина Охотникговорит, что их команда ищет новые концепции работы, которые помогут менеджерам эффективнее продавать рекламу и привлекать дополнительные ресурсы. Главным решением финансовой ситуации является главный редактор интернет-издания «Желтые Воды. City» Павел Ештокин тоже видит в рекламе.
«Мы начинаем более системно предлагать свои услуги, продавать не только в Желтых Водах, но и в соседних населенных пунктах обращаться к бизнесу, в область, Днепр. Мы понимаем, что это только 20% нашего финансирования, потому активно работаем с донатами от людей. За последний месяц сделали кнопку на сайте, чтобы люди могли поддерживать нашу работу через донаты. Также занялись краудфандингом, запускаем сервис долгосрочной поддержки, где читатель подписывается на нас и имеет разные пакеты бонусов. Мы придумываем разные пакеты: в одном пакете читатель будет иметь доступ к редакционному чату и будет влиять на нашу работу. В другом – будем проводить для него фитнес-занятия, играть с ним в монополию и т.д. Ну вот так выкручиваемся», - заключает главред.
Екатерина Лысюк, региональная представительницаИнститута массовой информациив Днепропетровской области