Каких дронов не хватает на фронте?
В новом выпуске программы «ПРО технологии войны с Марией Берлинской», которая вышла на канале PRO:UA, ключевыми вопросами стали: как государство способствует производителям оборонных технологий и почему этот процесс даже во время войны идет медленно? В диалоге между заместителем министра по вопросам стратегических отраслей промышленности Украины Анной Гвоздяр и основателем компании TAF Drones, которая входит в десятку крупнейших производителей БПЛА в стране, Александром Яковенко искали ответы на эти вопросы.
Как отметил производитель дронов Александр Яковенко, за время, которое прошло с начала полномасштабной войны государство, с одной стороны показало, что с ним можно работать, с другой - до сих пор производители имеют сложности в отношениях с государством, несмотря на тяжелую ситуацию на фронте.
«У меня, как производителя, завязалось наверное три частно-государственных партнерства. Это означает, что с государством можно работать, но это очень-очень сложно именно из-за бюрократии, а не из-за взаимоотношений. Частные производители, когда надо быстро двигаться, не могут иногда получить необходимые лицензии и разрешения. Я до сих пор пытаюсь получить лицензию на взрывчатые вещества», - отметил предприниматель.
Заместитель министра Минстратегпрома Анна Гвоздяр подчеркнула, что работа с производителями оборонных технологий со стороны государства стала более гибкой.
«Мы определяем критически важные для оборонно-промышленного комплекса предприятия. Мы понимаем что они уже поставляют товары для войска и понимаем что нам очень важно их сохранить. Этим предприятиям даем определенные возможности для развития, соответственно первый шаг - это бронирование, сейчас работаем над кредитованием, есть замыслы относительно лизинговых программ, работаем с таможней, потому что есть определенные ограничения там. То есть мы эти все проблемы на самом деле понимаем из ежедневного общения с производителями. Считаю что наше главное достижение - это то, что мы очень очеловечили эти все государственные процессы», - отметила Анна Гвоздяр.
Александр Яковенко отметил, что война становится более технологичной, и следующий год станет годом развития наземных дронов.
«Но сейчас фронту не хватает БПЛА средней дальности - от 20 до 200 км. А именно там сосредоточены склады, логистика врага. Поэтому разработчикам и государству надо уже сейчас решать эту проблему», - добавил он.
Также предприниматель подчеркнул, что определенной проблемой является именно сборка из деталей, которые сейчас доступны.
«Надо строить собственную компонентную базу для развития индустрии БПЛА. Ведь любые сбои в логистике, изменение политических обстоятельств в странах-поставщиках, могут негативно сказаться на производстве и сроках поставки изделий в войска», - отметил Александр Яковенко.
«Сейчас производителей дронов больше, чем государство способно покупать. Индустрия уже сформирована, и зайти в нее «с нуля» будет очень сложно. Поэтому новым производителям придется либо объединяться с кем-то, либо иметь собственное «ноу-хау», создавать инновационные продукты, полезные для армии», - добавил Александр Яковенко.