• Главная
  • Они остаются в Украине без поддержки: государство делает многое, но может ли оно осуществить мечту ребенка погибшего защитника?
14:30, 19 июня

Они остаются в Украине без поддержки: государство делает многое, но может ли оно осуществить мечту ребенка погибшего защитника?

Благотворительная организация "Мечта" появилась в конце 2022 года по инициативе освобожденной из российского плена парамедика Юлии Паевской Тайры. Тогда деятельность фонда больше была направлена на решение вопросов семей военнопленных и гражданских пленников. Но война уносит жизни защитников, оставляя без поддержки тысячи детей. Именно они стали главным стимулом, ради которого работают волонтеры. 

О том, почему так важно, чтобы мечты этих детей осуществлялись, рассказывает директор фонда Татьяна Комлик, передает редакция сайта 056.

Они остаются в Украине без поддержки: государство делает многое, но может ли оно осуществить мечту ребенка погибшего защитника?, фото-1

Благотворительная организация "Украинский фонд "Мечта" существует уже полтора года. Как вы оцениваете, насколько востребованной оказалась ваша деятельность? 

За это время за помощью фонда обратилось около 10 тыс человек, это семьи пленных, погибших и пропавших без вести защитников. Это печальная статистика. И если сначала у нас стояла задача гуманитарной поддержки: детская одежда, продукты питания, гигиенические средства, то сейчас таких потребностей у семей меньше. Больше запросов по образовательным возможностям для детей, профессиональной и психологической помощи взрослым. Это указывает на то, куда фонду нужно развиваться. Приоритетной становится долговременная поддержка. Проживая сложный период горя, женам и матерям очень трудно находить внутренний ресурс, чтобы вкладывать личные силы в развитие и образование детей. Часто такие семьи на длительный период остаются без денег. Мы понимаем эти обстоятельства и берем их на себя: гаджеты для дистанционного обучения, занятия по английскому языку, курсы по программированию, спортивные секции, мастер-классы по живописи и не только. 

Хочу отметить, что к нам за помощью обращаются семьи, которые потеряли защитников еще во времена АТО/ООС. На государственном уровне они до сих пор считаются как отдельная категория, но мы не делаем никакой разницы в отношении. Ребенок Героя - это ребенок Героя. 

Они остаются в Украине без поддержки: государство делает многое, но может ли оно осуществить мечту ребенка погибшего защитника?, фото-2

Благотворительных фондов и организаций сегодня в Украине много. Значит ли это, что государство не может справиться со всеми вызовами? 

Для меня это больше свидетельство зрелости и ответственности общества. Государство на своем уровне решает задачи. Но, например, я не представляю, как государство будет осуществлять мечты детей, потерявших родителей. В первую очередь потому, что государственный бюджет ограничен, а безопасность страны сегодня на первом месте расходов. Поэтому благотворительность остается двигателем личной поддержки. 

Я понимаю, что сейчас у всех доноров сложные времена, чаще выбирают армию, а не волонтерские проекты, как наши. Однако я очень благодарна всем благотворителям, которые приобщаются к программам фонда. Помню, когда мы осуществили мечту мальчика, чей папа попал в российский плен. Ребенок просил телефон, на который позвонит отец после освобождения. Наша команда не сдерживала слез, когда чудо произошло, и семья воссоединилась.

Каждая такая история - пример, насколько весомо для ребенка мечтать. И насколько ответственно для взрослых делать этот мир лучше и добрее, прислушиваясь к этим мечтам.

Какие достижения фонда за период деятельности вы считаете самыми важными?

Наверное, это наша программа "Лето без войны". В прошлом году мы смогли подарить отдых в Украине и за рубежом для 1500 детей. Для наших семей эти поездки имели большой терапевтический эффект. Дети возвращались с новыми мечтами, с новыми идеями, у них сияли глаза. Это очень дорогого стоит. Кроме того, даже кратковременный отдых дает силы выдохнуть и консолидироваться всей семье.

В этом году мы уже организовали поездки для полусотни детей. 1 июня я побывала в одном из оздоровительных лагерей на Закарпатье, который принимает наших маленьких мечтателей. И что важно отметила: дети объединяются. Малыши из Запорожья находят новых друзей из Прикарпатья, Сумы дружат со Львовом. И я уверена, что они будут поддерживать эту связь. Это действительно очень важно сейчас, когда мы переживаем тяжелые времена. Когда мы срываемся от нервов и напряжения, когда у нас настолько истощена психика, находить единомышленников - это находить поддержку.

Работа с детьми, которые потеряли своих родителей, очень чувствительна. Какие психологические инструменты помогают найти путь к сердцу такого ребенка? 

Если я подхожу первая, я спрашиваю: "Как ты сейчас?". Ребенок погибшего или пленного защитника расскажет, что хорошего или плохого происходит в его жизни именно сейчас. Здесь важно слушать и принимать. Не стоит вмешиваться в память этого ребенка, бередить сердце воспоминаниями. Человеческое любопытство здесь абсолютно лишнее и даже недопустимое. Если ребенок соглашается - обнимать. Это на самом деле инструменты коммуникации, которые подвластны каждому человеку. 

Общаясь с такими детьми, я уже привыкла к тому, что любой момент может стать для них триггерным. Например, когда мы были в лагере, поздравляли детей с праздником, зазвучал гимн Украины. Очень тяжело и даже страшно было видеть, как они стояли, не просто приложив руку к груди, а сжимая на груди одежду. Многие из них плакали. И только потом, когда я подходила к этим детям, спрашивала, что произошло, они говорили, что уже никогда в жизни не смогут слушать гимн Украины так, как он звучал раньше - до гибели отца. В таких ситуациях тоже важно поддержать, выслушать, обнять, согреть своим теплом.

Они остаются в Украине без поддержки: государство делает многое, но может ли оно осуществить мечту ребенка погибшего защитника?, фото-3

Учитывая большой запрос от семей, не рассматриваете ли вы вариант программы зимнего отдыха, например, "Рождество без войны"? 

Это уже просто моя мечта. Вариант рождественских каникул, когда дети из восточных регионов могли бы приезжать и знакомиться с традициями празднования, например, Прикарпатья или Галичины. Это возможность открыть для себя другую Украину, найти новых друзей, попробовать что-то интересное. Культурный обмен внутри страны - это программа, над которой я лично буду работать, потому что понимаю ее образовательное значение.

Как фонд определяет, кому поддержка нужна в первую очередь и каким образом ее предоставлять? 

Прежде всего семьи, которые нуждаются в помощи, заходят на сайт "Украинской фундации "Мечта", где заполняют анкету. После этого с ними контактирует наш представитель. Почти во всех областях Украины работают наши региональные представительства. То есть с семьями общается не бездушный бот в телеграме, а реальные волонтеры. Они приезжают к ним домой, расспрашивают об индивидуальных потребностях, интересах. Кто-то нуждается в координации с психологом, кто-то - в юридической поддержке, а кому-то нужен гаджет для дистанционного обучения ребенка. Мы стараемся решать эти вопросы. 

Очень многое зависит от волонтеров на местах. В "Мечте" действительно замечательная, инициативная команда, которой мы гордимся. Нужно иметь сильную эмоциональную мотивацию, чтобы понимать, в какие семьи ты идешь и с чем. 

В Днепропетровской области, например, представительство "Мрії" появилось меньше года назад, но там наши волонтеры уже помогают около тысячи семей павших, пленных и без вести пропавших Героев Украины. Днепр - прифронтовой город, принявший большое количество семей, которые потеряли близких в зоне боевых действий и были вынуждены перебраться с оккупированных территорий.

Чем вы вдохновляетесь и что лично для вас является источником поддержки? 

Я неоднократно задавала себе этот вопрос. Мне кажется, что это осознание, насколько сильны духом наши украинские дети. Они испытали ужасную боль, но стоят горой друг за друга. Сегодня мы подаем им руку, на которую они могут опереться. А завтра вся страна будет опираться на этих детей.

Они мечтают научиться играть в футбол или на гитаре, пройти курсы сборки дронов или усовершенствовать свой английский. Стоит ли инвестировать в это? Безусловно! Потому что эти дети будут строить наше будущее, определять перспективность и профессионализм государства в различных сферах. Поэтому стоит делать все, чтобы из этих детей вырастали Люди с большой буквы. Конечно, на это найдутся силы.

Вы очень много времени уделяете волонтерской работе, личным сборам в поддержку военных. И сделали паузу в своей литературной деятельности. Татуся Бо (творческий псевдоним Татьяны Комлик - ред) еще вернется к читателям? 

Татуся Бо обязательно вернется к литературе. Сейчас, когда выпадает немного свободного времени и вдохновения, я пишу. Пока срабатывает внутренний цензор: сложно определить, это "сырой" текст, можно ли его показывать издателям. Пишу с юмором для детей и для взрослых. Это наша национальная черта - умение шутить, даже держа удар. Когда-нибудь новая книга выйдет обязательно.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#военное положение #Днепр #Украина #056 #СТОИМ #ОстановимОккупантов
0,0
Оцените первым
Авторизируйтесь, чтобы оценить
Авторизируйтесь, чтобы оценить
Объявления
live comments feed...