Опасное приложение: как в Украине водители продолжают бессознательно "шпионить" в пользу рф
Продолжаются двести восемьдесят первые сутки российского широкомасштабного вторжения. Против страны агрессора вводят санкции почти по всему миру. Обидно то, что даже на территории Украины продолжают действовать компании с рф. Деньги, которые получают эти компании возвращаются оружием в Украину, а еще худший вариант - является помощью в шпионаже. Одним из таких приложений пользуется 15% водителей в Украине. Таким образом они бессознательно "шпионят" в пользу рф. Несмотря на малый процент - этого достаточно чтобы получить необходимую врагу информацию.
Редакция расскажет какие приложения лучше удалить со своих гаджетов, а ВСУ уже сделает то же самое с русней.
С начала широкомасштабного вторжения российские ресурсы и программное обеспечение начали блокировать. Подобную блокировку возможно обойти с помощью VPN. С помощью этого в Украине продолжают настраивать и пользоваться российскими приложениями "2-GIS" и "Яндекс Карты и Навигатор". Они же продолжают находиться под контролем правительства страны-агрессора.
Через эти приложения российское правительство в онлайн режиме получает информацию о ситуации на украинских дорогах, проезде военной техники и даже входы и выходы в любой дом. Для этого им не нужна армия шпионов, ведь эту информацию собирают и передают тысячи наших водителей.
Процент пользователей этих приложений исследовали в Общественном союзе "Ассоциация ответственных перевозчиков". По их данным он составляет 15%, а это каждый седьмой водитель в Украине. Объединение перевозчиков неоднократно обращалось в СНБОУ, МВД и СБУ чтобы их работа была заблокирована на территории Украины, однако, кроме писем в адрес магазинов мобильных приложений действия соответствующих структур пока не идут.
Почему эти приложения принадлежат именно российскому правительству?
российские автонавигаторы "2-GIS" и "Яндекс Карты и Навигатор", несмотря на санкции и тотальное изгнание из Украины российского бизнеса, до сих пор доступны для загрузки и активно используются через VPN. Приложения получают и могут передать множество информации об украинских городах, включая объекты критической инфраструктуры, перемещение военных или места скопления людей. Водитель может даже не знать, что стал шпионом - чтобы передать информацию ему просто нужно проехать мимо этих объектов с включенным навигатором. По данным "Ассоциации ответственных перевозчиков", больше всего российских приложений установлено в телефонах автомобилистов в Харькове, Одессе или Днепре. Таких пользователей там от 42% до 58%.
Владельцы приложений не скрывают свои российские корни. Из App Store и Google Play на странице приложения "2-GIS карты и навигатор офлайн" ранее можно было узнать, что разработчиком приложения является зарегистрированная в ОАЭ компания Urbi Gulf FZ-LLC. Сейчас оно недоступно для загрузки, но только в Украине. За рубежом таких ограничений нет, так же в нашей стране им можно пользоваться через VPN. В Политике конфиденциальности, которая есть в свободном доступе, указано, что обработку персональных данных осуществляет кипрская компания 2GIS LOCAL SEARCH LIMITED. Ее основные бенефициары, по данным "Ассоциации ответственных перевозчиков" - гражданин России Александр Сысоев и государственный Сбербанк России. Кроме этого, главный офис компании ООО "ДубльГис", что предоставляет право бесплатно пользоваться 2-GIS, расположен в российском в новосибирске. В июне 2020 года 72% акций компании-производителя приложения приобрел тот же Сбербанк, еще 3% ее акций принадлежит ООО "О2О Холдинг" - совместному предприятию "Сбербанка" и Mail.ru Group. Есть даже сайт https://2gis.ua/kyiv, где собирают информацию о расположении организаций, высотности зданий и входах и выходах из них. "Яндекс Карты и Навигатор" - давно известный в Украине. В Политике конфиденциальности указано, что распорядителем персональных данных является зарегистрированное в РФ ООО "Яндекс". Она тоже опосредованно принадлежит "Сбербанку России".
Yandex и 2GIS включены в Реестр организаторов распространения информации в сети Интернет и в соответствии с Федеральным законом рф "Об информации" должны не только хранить сведения о пользователях и их регистрационные данные, но и передавать все полученные данные по запросу подразделениям Федеральной службы безопасности рф. Это значит, что любая информация, которую "увидит" навигатор, уже через несколько минут могут изучать военные страны-агрессора. Особенно это опасно в том случае, когда российскими навигатором пользуются, волонтеры, которые ездят на передовую, военные, или работник критической инфраструктуры. Еще острее вопрос такой разведывательной информации, встал в связи с использованием рф дронов камикадзе, что как и автонавигатор движутся по заранее установленному маршруту.
Что делать в такой ситуации?
Использование российских навигаторов в Украине - вопрос жизни и безопасности. Регулярные ракетные обстрелы и применение дронов камикадзе, означает то, что враг постоянно ищет новые цели и объекты для поражения, ему крайне интересно какие пути и мосты являются более загруженными, куда ездит на работу военнослужащий, а куда главный инженер ТЭЦ. Поэтому вопрос немедленного прекращения использования российских мобильных приложений шпионов это вопрос безопасности каждого украинца.
"Ассоциация ответственных перевозчиков" обратилась в правоохранительные органы с просьбой повлиять на ситуацию и запретить в Украине работу российских агрегаторов. И уже второй раз - в СНБО. Однако, пока реакции нет. Министерство цифровой трансформации в конце сентября проинформировало "Ассоциацию автомобильных перевозчиков" о своем обращении к корпорациям Google и Apple посодействовать решению проблемы и запретить мобильные приложения. Однако ситуация не изменилась - "2-GIS" и "Яндекс Карты и Навигатор" можно скачать без проблем и пользоваться ими через сервисы VPN. Причины условной бездеятельности власти, как правовые так и чисто технические. Поэтому на практике проблема до сих пор не решена. Например, российские компании, даже те, в отношении которых уже применены санкции, активно избегают их путем привлечения юридических лиц посредников. Технически, несмотря на блокировку доступа к соответствующим серверам, VPN сервисы позволяют обходить ограничения - и более 15% водителей в Украине сознательно или нет это делают.
Причина такой суицидальной приверженности украинских водителей к российским автонавигаторам можно объяснить только недостаточной информацией и непониманием того, что по их маршруту в Яндексе завтра может лететь "русский шахид".
Поэтому кроме действий правительства, нужно лучше информировать водителей о том, к чему может привести пользование российскими навигаторами. Службы такси, и курьерской доставки также могут поспособствовать этому процессу. Например, Uklon не предоставляет доступа к российским приложениям, таким как Яндекс (Yandex), 2GIS, CityGuide и Navitel при осуществлении заказов. Поэтому водителям, которые сотрудничают с Uklon, предлагают ознакомиться в настройках Uklon Driver с альтернативными навигаторами для работы, или же загрузить аналог.
Чтобы кардинально изменить ситуацию, требований со стороны бизнеса недостаточно - нужна синергия усилий из государственных органов и общества. Украинские водители должны понять риск, который несет использование российских навигаторов и удалить их. Если большинство потребителей отказываются от этих программ, это позволит минимизировать вред от них и укрепить безопасность страны.