Один как перст: кто поможет военнопленному-сироте?
Военнопленного Александра Ковалика в т. н. "днр" приговорили к 25 годам заключения. Родные бойца узнали о суде над близким человеком случайно: со страниц СМИ.
Об этом сообщает редакция сайта 056.
Ситуация осложняется тем, что 27-летний Ковалик - сирота. А близкие люди, которые не являются для военнопленного родственниками первой очереди, не имеют должного доступа к информации как от государственных, так и от международных органов.
Суд над военным
В апреле 2022 года военнослужащий воинской части А2777 во время выполнения боевого задания в Мариуполе вместе с другими военными попал в плен. По информации Координационного штаба от 2023 года, Ковалика включили в реестр НИБ как пленного. Эта информация подтверждена Международным Комитетом Красного Креста.
По информации Следственного комитета российской федерации, пишет "Суспільне. Донбас", 11 января 2024 года Александра Ковалика, наводчика БТР первого отдельного батальона морской пехоты 36-й отдельной бригады морской пехоты ВСУ, осудили за то, что в апреле 2022 года на позициях возле завода Ильича в Мариуполе он, якобы, расстрелял водителя автомобиля из пулемета. По какой статье судили гражданина Украины, пока неизвестно. Нет никакой информации и о том, где именно отбывает наказание военный.
Близкий или не близкий?
Николай Ковалик, дядя военнопленного, рассказывает: последний раз разговаривал с племянником в середине апреля 2022 года. После этого связь оборвалась. Саша с детства уравновешенный, спокойный и спортивный парень, - вспоминает Ковалик. На военную службу в Николаеве он поступил в мае 2020 года. Родом боец из Днепропетровщины. Рано потерял отца. Тогда родной дядя присоединился к воспитанию Саши вместе с его матерью. В 2020 году умерла и мать. У Александра остались сводная сестра и дядя, который сейчас настроен идти до конца.
"Моя мечта - чтобы Сашу поскорее обменяли и он вернулся домой. Но для этого мне надо коммуницировать с определенными государственными инстанциями и международными организациями - объясняет Николай Ковалик. - Я его родной дядя. У Александра нет ни матери, ни отца. Но в Генштабе мне сообщили, что как дядя я не могу этим заниматься, от меня не принимает документы ни одна инстанция. Поэтому мне сначала надо доказать, что я для Саши являюсь близким родственником".
С этой целью Николай Федорович обратился за помощью к правозащитникам. Юристы ОО "Правозащитная Группа "СИЧ" направили письма Уполномоченному по правам человека и в Координационный штаб. В письмах попросили содействовать в установлении связи между Николаем Коваликом и его племянником, военнопленным, а также обратиться в интересах Ковалика в Международный Комитет Красного Креста, чтобы выяснить информацию о месте пребывания осужденного, состоянии его здоровья, условиях содержания и о возможности контактировать с родными.
Сейчас Уполномоченным указанную информацию принято к сведению. Координационный штаб в ответ на обращение правозащитников предложил Николаю Федоровичу открыть личный кабинет на сайте, чтобы сообщать ему дополнительную информацию.
"Мы будем выяснять через международные организации, где именно удерживают военнопленного, и по какой статье его осудили. Также будем делать все возможное, чтобы привлекать международные организации к посещению Александра Ковалика в месте содержания", - добавляет юрист ОО "Правовая группа "СИЧ" Ксения Онищенко.
Ксения отмечает, что важно, чтобы близкие люди могли реализовать свое право на переписку и обмен информацией. Этому должен способствовать МККК.
"Но мы видим, что международная организация, которая создана для гуманитарных миссий в зоне вооруженных конфликтов, в том числе, для соблюдения прав военнопленных, не выполняет своих функций", - делится правозащитница.
Ксения Онищенко объясняет: путь для установления связи с родственниками не первой очереди родства крайне тяжелый, несмотря на то, что для последних небезразлична судьба близкого человека. Но родство необходимо доказывать. В частности, для того, чтобы получать информацию от государственных органов. Еще более сложная задача для них, говорит юрист, найти адвоката осужденному военнопленному в РФ или на оккупированных территориях. Международный Комитет Красного Креста неохотно поддерживает связь с близкими родственниками первой очереди (жена, дети, родители военнопленного). Если же с информационными запросами обращаются дядя, тетя, гражданская жена и т.д. - в организации такие обращения могут вообще проигнорировать.
"Такие родственники ограничены в праве на информацию, не получают выплаты от государства. Помощь таким родственникам - всегда индивидуальный кейс. Мы просим наши государственные органы содействовать в обращениях в МККК, чтобы он реагировал на подобные заявления. Надо делать все возможное, чтобы Ковалик знал, что о нем не забыли, его ждут и делают все для его возвращения".
Материал по тексту Ольги Журавель.