• Главная
  • Информационный хаос и массовое продавливание месседжей: закономерности распространения российской пропаганды
13:30, 22 марта 2024 г.

Информационный хаос и массовое продавливание месседжей: закономерности распространения российской пропаганды

Информационный хаос и массовое продавливание месседжей: закономерности распространения российской пропаганды

Пропаганда построена на гневе и пренебрежении, и почти не оперирует положительными эмоциями. А российские нарративы в Украине порой продвигаются через псевдопатриотических и псевдоукраинских пользователей.

Организация CAT-UA, которая занимается изучением украинского информационного поля, в частности, российской пропаганды, при поддержке CRDF GLOBAL INFORMATION выпустила исследование "Стратегии распространения российской пропаганды и дезинформации", передает редакция сайта 056.

В фокусе аналитиков - анализ пропагандистских кампаний рашизма с помощью соцсетей с начала полномасштабного вторжения и до 31 августа 2023 года.

Исследователи выбрали шесть нарративов, которые создавала и раскручивала россия. Через систему мониторинга YouScan были собраны все публикации на эти темы - посты, комментарии и репосты - которые были обнародованы в публичном доступе на платформах Facebook, Instagram, Twitter, YouTube, Telegram, Vkontakte, TikTok и "Одноклассниках" на украинском и русском языке. Суммарно было проанализировано 8,2 миллиона сообщений. И выбраны следующие темы для исследования:

  • Отрицание преступлений россиян в Буче. 
  • Негатив об украинских беженцах и внутренне перемещенных лицах. 
  • Фейки о продаже украинских детей.
  • Сообщения об уничтожении западного оружия в Украине.  
  • Ложь о перепродаже этого оружия Украиной. 
  • Якобы болезнь Владимира Зеленского. 

Удалось выяснить много интересных деталей. В частности, было обнаружено, что бан российских пропагандистов на главных западных онлайн-платформах работает.

"В первые месяцы полномасштабного вторжения российские пропагандисты охватывали сотни миллионов пользователей только в кириллическом сегменте - благодаря YouTube, Facebook и другим западным платформам. Но более поздние кампании должны были ограничиваться Telegram и другими российскими платформами. И уже не имели таких охватов, как раньше", - говорит руководитель ОО CAT-UA Артем Захарченко.

Охват пропагандистских месседжей в ключевых темах

Информационный хаос и массовое продавливание месседжей: закономерности распространения российской пропаганды , фото-1

россияне строят пропаганду прежде всего на негативных эмоциях. И чаще всего - на гневе в отношении украинцев или в отношении наших западных союзников.

Распределение по эмоциям, которые присутствовали в сообщениях рашистской пропаганды.

Информационный хаос и массовое продавливание месседжей: закономерности распространения российской пропаганды , фото-2

Среди типичных подходов россиян - смешивание правды и лжи в одном сообщении. Интересно также, что боты в социальных сетях преимущественно работают с помощью репостов, а не комментариев: ведь комментарии преимущественно использовались на западных платформах.

Информационный хаос и массовое продавливание месседжей: закономерности распространения российской пропаганды , фото-3

На тему беженцев была зафиксирована механическая перепечатка текстов с других аккаунтов. Тема Бучи была в приоритете для комментариев ботов.

Информационный хаос и массовое продавливание месседжей: закономерности распространения российской пропаганды , фото-4

Пропагандистская машина имеет сложную структуру. В CAT-UA показали признаки некой большой структуры, которая планирует российские кампании одновременно в разных странах, подбирая для каждой из них специфические аргументы. При этом пропагандисты имеют несколько каналов распространения информации: "официальная" вертикаль, которая распространяет как правило наиболее масштабные и проверенные месседжи, "военная" вертикаль, группы каналов, которые работают в других странах, в частности в Украине, и совсем "мусорные" бот-сети, которые распространяют наиболее невероятные сообщения.

Вся эта машина использует несколько типичных стратегий. Например, в ответ на немедленный кризис пропаганда пытается создать хаос: запускает сразу много противоречивых месседжей. Однако, когда есть возможность хорошо подготовиться, то выстраивает более четкие и непротиворечивые истории.

Отрицание преступлений россиян в Буче

Интересно, что пропаганда рашистов во всех темах использовала апелляцию к западным спикерам, для большей правдоподобности. Например, отрицая преступления в Буче в апреле 2022 года россияне сначала запускали различные версии, что жертвы - это актеры, манекены или жертвы ВСУ с целью запутать аудиторию. Но уже на втором этапе, в мае, кампания по отбеливанию имиджа армии рф была построена вокруг заявлений француза Адриана Боке. Первоисточником для россиян стали его заявления на французском радио. Далее инфоповод был подхвачен и раскручен пропагандистом Соловьевым.

Ложь о перепродаже западного оружия

Российские нарративы продвигаются через псевдопатриотических и псевдоукраинских пользователей. В частности, это проявилось во время российской кампании о якобы перепродаже Украиной западного оружия. Эти месседжи распространял и блогер Юрий Швец, а также блогеры, которые нарочито демонстрируют приверженность к одной из патриотических политических сил Украины.

Для создания нарратива о перепродаже оружия использовались псевдопатриотические ботофермы в Facebook. Распространялось недоверие к украинской власти, мол, из-за этой контрабанды власть "ссорит нас с Западом" и "этого оружия не хватает украинским солдатам".

В эту же информационную кампанию о "перепродаже оружия" включились российские телеграмм-каналы, которые выдают себя за украинские, вроде "Резидента" и "Легитимного", которые тоже ссылались на западные источники информации.

Элементом кампании стали и заявления политиков из других государств, в частности, Натальи Гаврилицы из Молдовы. "Также "помогла" пропагандистам конгрессвумен Виктория Спартц, вызвав один из всплесков таких упоминаний", - отмечают исследователи.

Кроме официальных пабликов СМИ путинского режима в распространении пропаганды по крайней мере на российскую аудиторию важную роль играет российское сообщество милитари-блогеров в Telegram.

Но аналитики заметили и то, что далекие от политики тематические группы в "Одноклассниках" и VK, также старательно "засевались" российскими видео с дезинформацией, в частности, о Буче и перепродаже оружия. В тематических группах, специализирующихся на еде, спорте, красоте, кино и т.д., не связанных с войной или политикой, вроде "Рецепты на все случаи жизни", "Красивые фотографии", как правило, распространяют видео с основными тезисами пропаганды. Например, в аполитичных группах на "Одноклассниках" массово выкладывали шок-контент о "нападениях" "Азова" на мирных беженцев. В этих российских соцсетях создана "теплая ванна" для российской пропаганды, ведь неудобные посты удаляются.

Негатив об украинских беженцах и внутренне перемещенных лицах

Исследование также подтвердило, что россияне проводили информационно-психологическую спецоперацию, которая была направлена на дискредитацию и частичную дегуманизацию украинцев, через тему беженцев. Польша и Молдова занимали центральное место в этом нарративе.

Для этого россияне продвигали месседжи об агрессивности и жадности украинцев, ухудшении криминальной ситуации в "странах приема" и якобы странных требованиях беженцев, которые неадекватны. Тематика подавалась через персонализированные истории: привлекались блогеры, спикеры "из народа". И даже официальные пропагандисты ссылались на истории, якобы услышанные от их участников.

В соцсети VK боты продвигали идею, что больше всего от украинских беженцев страдала Молдова. Типичными месседжами в марте 2022 года, которые судя по всему, были подготовлены еще до полномасштабного вторжения были такие: "украинцы громко себя ведут в Молдове, хвастаются деньгами, раздражают местных", "Молдова изгоняет беженцев", "украинцы забирают работу в Польше", "нарушают законы в Германии", "украинцы завезли венерические заболевания в Эстонию" и тому подобное.

Исследователи CAT-UA предполагают, что целью этого нарратива в начале большой войны было побудить украинцев ехать в россию, а не в Европу, где, мол, "нас всех не любят". Целью для западной аудитории было поссорить местных жителей с украинцами и убедить в наступлении гуманитарного кризиса.

Нарратив "невоспитанных беженцев" приобрел популярность и в Facebook. Пользователи из Украины массово распространяли призывы вести себя за рубежом прилично: "не на отдых приехали". "Тексты впервые появляются в польских пабликах. Часто они дублированы на польском языке и подаются как крик души и украинцев, и поляков. При этом сами поляки распространяют и этот призыв, и развенчание российской пропаганды о неблагодарных беженцах", - говорится в исследовании.

Фейки о продаже украинских детей

Российская пропаганда также развивала фейковый нарратив, что украинцы продают несовершеннолетних детей на органы за границу, привлекают для этого ВСУ, которые вывозят детей с оккупированных территорий на продажу или для развлечений педофилов. Кроме детей, по ложным сообщениям российской пропаганды, жертвами так называемой "черной трансплантологии" в Украине якобы становятся и сами военные. Через "Одноклассники" посты об этом распространяли и на страны СНГ - Узбекистан, в меньшей степени Беларусь, Казахстан.

Для правдоподобности авторы ИПСО смешивали новости о педофилах, заявления иностранных спикеров о проблеме торговли людьми и фейки об украинской власти. Как отмечают исследователи, иностранными спикерами для таких сообщений "нередко становились представители организаций с сильным российским лобби, например ОБСЕ, или просто эксперты "на зарплате" у Кремля вроде Дугласа Макгрегора". Вполне по правилам пропаганды, здесь смешивались правда и неправда. Реальные сообщения западных деятелей о подозрительных случаях дополнялись вымышленными месседжами о причастности украинских властей к торговле людьми. Отдельные случаи раздувались до уровня масштабной общепризнанной проблемы.

Сообщения об уничтожении западного оружия в Украине

Для продвижения нарратива о массовом "уничтожении РФ западного оружия" также активно привлекались западные спикеры, заявления которых распространялись как на российскую, так и на зарубежную аудиторию через Twitter.

Якобы болезнь Владимира Зеленского

Другой нарратив, который был заметен в россии это тема якобы болезни или наркотической зависимости Владимира Зеленского. В начале войны рашистская пропаганда пыталась приучить аудиторию к мысли о его недееспособности. Интересно, что эта тема о якобы болезни Зеленского раскручивалась также и с помощью российских тарологов и гадалок. В 2023 году нарратив эволюционировал в месседж о том, что Запад недоволен украинским контрнаступлением, а потому готовится сместить президента.

В целом, исследователи заметили, что российские дезинформаторы подбирают "пол" профиля бота под тему, которую он продвигает. Так, женские аккаунты используют для эмоциональных сообщений на гуманитарные темы, мужские - для геополитических и военных рассуждений в формате "диванной экспертизы".

Тот факт, что адаптированные месседжи о неблагодарности украинских беженцев появлялись одновременно, например, в Молдове и Германии, свидетельствует о возможности проводить скоординированные российские "активные мероприятия" в разных странах.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#военное положение #Днепр #Украина #056 #СТОИМ #ОстановимОккупантов
Высокие оценки пользователей за Корисність
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Объявления
live comments feed...