Что стоит за транспортной блокадой Украины на границе с Польшей
С 6 ноября польские перевозчики приступили к физической блокировке трех из четырех крупнейших пограничных переходов на польско-украинской границе (Корчева-Краковец, Дорогуск-Ягодин и Гребенне-Рава-Русская). Хотя протестующие обещали не препятствовать пассажирской перевозке, а также ввозу в Украину военных и гуманитарных грузов, однако на 13 ноября на трех направлениях выезда из Польши было заблокировано около 1700 грузовиков. При этом протестующие заявляют о готовности держать блокаду до двух месяцев.
В Центре противодействия дезинформации при СНБО Украины проанализировали, что стоит за транспортной блокадой Украины на границе с Польшей, передает редакция 056.
В настоящее время украинское Министерство инфраструктуры не получило официальный список требований протестующих и вынуждено устанавливать их путем анализа сообщений в медиа. Конечно, украинские перевозчики требуют возвращения разрешений; ужесточение требований перевозок в рамках сертификатов Европейской конференции министров транспорта; запрет регистрации в Польше компаний с капиталом за пределами ЕС; получение доступа к украинской системе «Путь»; отдельные очереди для машин из ЕС в системе «Евчера» и выделение отдельных очередей для пустых авто.
Следовательно, помимо существенных убытков украинских перевозчиков и экспортеров, риск срыва поставок военных и гуманитарных грузов, главным следствием ситуации стала определенная потеря доверия к Польше в Украине.
Почему так произошло и кто стоит за организаторами транспортной блокады?
Во-первых, есть все основания утверждать, что протест был организован определенными политическими силами, оппозиционными действующей в Польше власти. Ведь инициатором протестов выступил созданный в сентябре Комитет защиты перевозчиков и работодателей в сфере транспорта, в который входят несколько владельцев польских компаний, участвовавших и в предыдущих блокировках на границе. Одним из активных участников блокады является Р. Меклер, владелец логистической фирмы Rafał Mekler TRANSPORT (возит грузы в Беларусь и Россию) и глава люблинской организации партии «Конфедерация». Эта ультраправая партия известна тем, что мечтает о развале ЕС, выступает за сотрудничество с россией и против сближения Польши и США, признает российским Крым, а ее лидер называет «днр-лнр» «независимыми государствами». Именно лидеры «Конфедерации» организовали 3 ноября в Сейме пресс-конференцию с анонсом блокады. Понятно, что польские перевозчики составляют большую долю внутреннего рынка ЕС и заинтересованы в том, чтобы ликвидировать украинских конкурентов, просто запретив их работу в Евросоюзе. Итак, под предлогом заботы о польских перевозчиках, лидеры «Конфедерации», с одной стороны, пытаются повысить собственный политический рейтинг, а с другой – разрушить доверие избирателей к правящей партии «Право и справедливость» действующего Президента А. Дуды.
Во-вторых, есть значительная вероятность причастности к акции российских спецслужб, провоцирующих раскол между украинцами и поляками. О «российском следе» свидетельствует то, что бастует только одна из четырех польских ассоциаций перевозчиков, ранее работавших на рынке России и Беларуси. Известно, что польские транспортные компании массово нанимают для рейсов в Украину именно украинских водителей. Так что если водитель-украинец направится в Украину за рулем польской фуры, то просто не сможет выехать обратно. С другой стороны, доступ польских транспортных компаний к системе «Путь» позволяет украинцам-водителям призывного возраста после их регистрации на рейс по территории Польши свободно выезжать из Украины. Следовательно, кремль очень рассчитывает, что выполнение такого условия наряду с запретом экспорта украинского зерна фактически разрушит логистику поставок по территории Польши военных и гуманитарных грузов Украине, а также спровоцирует срыв мобилизационных мероприятий. Характерно, что паралич границы организован за день до решения Европейской комиссии рекомендовать начало переговоров о вступлении Украины в ЕС, после чего Конфедерация призвала польское правительство заблокировать принятие Украины в ЕС.
Как критическая ситуация?
В настоящее время украинская сторона обсуждает возможности деблокирования пунктов пропуска с властями Польши и уже решила два поднятых польскими коллегами вопроса. Речь идет о функционировании полос для пустого транспорта непосредственно в пункте пропуска «Ягодин-Дорогуск» и обновлении функционала системы «Евчера». 13 ноября профильные украинские чиновники совместно с польскими планируют прямо на границе устроить встречу – в том числе с участниками блокады, чтобы ее наконец закончить.
Так что ситуация, сложившаяся на границе, имеет несколько составляющих и влияет не только на экспорт производимой украинской продукции, но и на будущие межгосударственные отношения. Однако есть все основания надеяться на успех переговоров, ведь в отличие от аграрно-зерновых протестов, эта забастовка не имеет поддержки ни большинства перевозчиков, ни органов власти Польши, а стала результатом сговора небольшой группы политических аутсайдеров, использующих ситуацию в собственных целях.