• Главная
  • Выборы в Украине: почему в военный период их нецелесообразно проводить
14:00, 9 ноября 2023 г.

Выборы в Украине: почему в военный период их нецелесообразно проводить

Выборы в Украине: почему в военный период их нецелесообразно проводить

В последнее время в инфопространстве активизировались дискуссии о возможном проведении выборов даже во время действия режима военного положения. Согласно Конституции Украины, очередные парламентские выборы должны были состояться в Украине осенью 2023 года, а президентские – в марте 2024-го.

В Центре противодействия дезинформации при СНБО Украины проанализировали, почему в военный период нецелесообразно проводить выборы.

Тема выборов в Украине последние недели активно обсуждалась в политических средах Запада, а некоторые их представители выступили за то, чтобы Украина провела выборы вовремя, даже несмотря на войну. О необходимости выборов в следующем году говорили американский сенатор Л. Грэм и президент ПАСЕ Т. Кокс.

Президент Украины В. Зеленский наконец-то поставил точку в дискуссии о предстоящих выборах. В вечернем обращении 6 ноября он приравнял проведение выборов во время войны к трате денег на новую брусчатку и другие лишности. По его словам, сейчас все ресурсы государства должны быть направлены на победу. Конечно, Президент ожидает понимания этого всех соответствующих структур и органов власти, и прежде всего – украинского народа.

Что стоит за таким решением и соответствует ли оно международной практике?

Во-первых, Закон Украины о правовом режиме военного положения прямо запрещает проведение выборов во время его действия. Действующий избирательный кодекс обязывает ЦИК объявить начало избирательной кампании в течение 30 дней после отмены военного положения. Хотя Основной Закон прямо не ограничивает проведение выборов в условиях военного положения, запрет логически вытекает из невозможности соблюдения в этот период требований, предусмотренных разделом III Конституции Украины. С одной стороны, ст. 71 Конституции требует, чтобы выборы проходили на принципах всеобщего равного, свободного избирательного права, а с другой – ст. 64 ограничивает избирательные права в военном положении. Кроме того, президентские выборы в стране, где около 18% территории оккупировано, а за границей 20% граждан противоречат конституционным основам избирательного права. Это создает основания сомневаться в легитимности избранного во время военного положения президента. Так что для проведения легитимизации избирательного процесса в военное положение нужны изменения Избирательного кодекса, что во время войны очень сложно.

Кстати, международный опыт проведения военных выборов разнообразен. В частности, Великобритания не проводила выборы во время Второй мировой войны, а обратным примером считают Израиль, проводящий все избирательные процессы в условиях постоянных угроз безопасности. Однако в XXI веке в Ираке и Афганистане проводились выборы даже тогда, когда центральное правительство не контролировало часть территории страны. В то же время, все международные рамочные документы настаивают, что выборы должны проходить в свободной обстановке и с обеспечением безопасности избирателей и членов комиссий. Согласно международному гуманитарному праву, государство не может ставить под угрозу жизнь и здоровье гражданского населения, мобилизуя их на выборы. Венецианская комиссия подчеркивает, что выборы в таких условиях могут лишь обострять политические конфликты, а проведение предвыборной кампании на оккупированных территориях вообще нет мировых прецедентов.

Во-вторых, проведению выборов во время военного положения мешают организационные проблемы, связанные с обеспечением явки и безопасности избирателей, кандидатов и международных наблюдателей. Ведь в условиях постоянной угрозы ракетных обстрелов избирательные участки становятся целью агрессора и полностью гарантировать их безопасность невозможно. Фактор страха перед обстрелами будет психологически влиять на явку граждан на избирательные участки. Следует также принять во внимание, что у нас на востоке и на юге страны разрушена избирательная инфраструктура, разрушены детские сады, школы, ранее выполнявшие роль таких избирательных участков. Итак, мнение населения Украины по этому вопросу почти однозначно: выборы необходимо проводить после победы Украины. По результатам опроса, по состоянию на октябрь 2023 81% респондентов считают, что выборы должны проводиться после войны и сейчас они не ко времени.

Кроме того, в условиях войны крайне сложно обеспечить право каждого на волеизъявление. Это касается почти 5 миллионов украинских беженцев, которые находятся в европейских странах, граждане Украины на временно оккупированных территориях и военных на передовой. Также в условиях информационной агрессии РФ практически невозможно одновременно обеспечить свободный доступ избирателей к медиа и не дать возможности России использовать свободу слова для распространения своих нарративов внутри страны.

В-третьих, финансирование выборов в условиях дефицита бюджета станет серьезным вызовом и финансовой системе Украины. Поэтому разделять ответственность за выборы во время войны должны и страны Запада, которые на таком волеизъявлении настаивают.

Поэтому, проведение выборов в Украине максимально демократичным, честным, прозрачным способом возможно только при условии окончания военных действий и освобождения оккупированных территорий.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#военное положение #Днепр #Украина #056 #СТОИМ #Остановим Оккупантов
0,0
Оцените первым
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Объявления
live comments feed...