![](https://s.056.ua/section/logo/upload/pers/14/logo.png?20250211)
Официально блокирует все решения по Украине: грозит ли Венгрии выход из ЕС
![Официально блокирует все решения по Украине: грозит ли Венгрии выхо... Официально блокирует все решения по Украине: грозит ли Венгрии выход из ЕС](/dist-assets/images/cap.jpg)
Последний саммит Европейского Союза продемонстрировал, насколько серьезны разногласия между большинством стран ЕС и Венгрией.
В Центре противодействия дезинформации при СНБО Украины проанализировали угрожает ли Венгрии выход из ЕС.
Она официально блокирует все решения Европейского Союза по Украине и продолжает делать провокационные заявления в ее адрес, противоречащие общей позиции ЕС. Особое «венгерское мнение» становится причиной блокирования создания долгосрочного фонда Евросоюза на 20 миллиардов евро для поставки ВСУ и задержки выделения Украине транша военной помощи в размере 500 миллионов евро из Европейского фонда мира. Беспокойство ЕС вызывает и сближение венгерских властей с РФ, в том числе личная встреча Орбана с Путиным в Пекине, которой венгерский премьер «гордится», а лидеры ЕС считают недопустимой. В Брюсселе также опасаются, что тесные контакты путина с Орбаном могут использоваться кремлем во второй половине 2024 года, когда Венгрия должна председательствовать в Совете ЕС.
Конечно, подобные демарши Венгрии вызывают раздражение других членов ЕС, поскольку нивелируют общие принципы, ради которых создавался этот экономический и политический союз. Некоторые европейские политики уже задумались о целесообразности пребывания этой страны в составе Евросоюза, а Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж. Боррель заявил, что "никто не обязывает Венгрию быть членом Европейского Союза".
Венгрия приблизилась к сценарию потенциального выхода из ЕС, шансы на это с прошлого года значительно выросли. С этим согласен и бывший глава Центрального банка Венгрии А. Симор, считающий выход Венгрии из Евросоюза хотя и не самым вероятным сценарием, но его вероятность с 10% в прошлом году выросла до 20-30%.
Следует отметить, что принудительное исключение страны из ЕС является экстраординарным событием и до этого не применялось. Процедура предполагает выход из ЕС только при добровольном согласии страны, как это было в случае Великобритании. А добровольный отказ Венгрии от ЕС маловероятен по ряду обстоятельств.
Во-первых, как бы венгерский премьер ни сравнивал членство Венгрии в ЕС с «советской оккупацией», в реальности он прекрасно понимает, насколько важно для страны и его власти это членство. Ведь экономика Венгрии в определенной степени зависит от ЕС. Торговля внутри ЕС составляет 81% экспорта Венгрии и 78% импорта, 6,3% ВВП Венгрии создают европейские инвестиции, а ЕС софинансирует 95% инвестиций ее государственного сектора.
Во-вторых, с момента подписания Венгрией Соглашения об ассоциации 16 декабря 1991 г. страна остается второй в Союзе по объему денег, которую она получает из бюджета ЕС. Внешнее финансирование и тесные экономические связи со странами ЕС обусловили поддержку пребывания в еврозоне большинством венгров. Кстати, Орбан предпринимал несколько попыток промониторить общество о готовности выхода из Европейского Союза, но все соцопросы подтвердили желание населения оставаться. Это не может игнорироваться командой Орбана, которая на фоне инфляции (у страны также самая высокая в ЕС инфляция), отсутствия свободных медиа и проблем с соблюдением прав человека и так стоит на грани потери доверия избирателей. Для Орбана крайне важно продолжение финансовой подпитки своего режима средствами ЕС.
Таким образом, в ближайшей перспективе Венгрия, скорее всего, останется членом ЕС и продолжит защищать прежде всего собственные интересы. Орбан будет пытаться извлечь максимальную пользу из России и одновременно – Европейского Союза. «Украинский фактор» будет использоваться как рычаг давления на Россию по поставкам дешевого газа и шантажа Евросоюза по поводу увеличения дотаций.
Чтобы избежать этого, ЕС постепенно пересматривает свое отношение к Венгрии и нарабатывает действенный инструмент для противодействия тому, что делает ее власть. Речь идет о реформировании Союза в части отказа от единодушного голосования и принятии решений большинством голосов, или применении 7 статьи ЕС об ограничении прав одной из стран, нарушающей принципы демократии и т.п. Не исключается, что лидеры ЕС будут искать альтернативу властям Орбана, поддерживая внутренние оппозиционные политические силы в Венгрии, которые смогут возобновить проевропейскую политику страны. А недавно в Европарламенте подвергли сомнению способность Венгрии эффективно председательствовать в Совете ЕС в 2024 году, учитывая недостаточное соблюдение этой страной законодательства и ценностей ЕС.
Чтобы побуждать Орбана к исправлению, Еврокомиссия до конца ноября размораживает выделение около 13 млрд евро для Венгрии и рассчитывает, что после этого Орбан поддержит предложение Комиссии увеличить бюджет Евросоюза и выделить значительную финансовую помощь Украине.
Поэтому есть надежда, что указанные меры сделают антиевропейскую и антиукраинскую позицию Орбана более умеренной, а результаты переговоров в Будапеште разблокируют выделение Украине очередного транша из Европейского фонда мира.