Охота на животных, угроза их вывоза, пожары: как существует в оккупации заповедник "Аскания-Нова"
Среди заповедных объектов Украины "Аскания-Нова", что на Херсонщине занимает особое место, ведь история заповедания его территории насчитывает около 110 лет. В 1983-м это место получило статус биосферного заповедника ЮНЕСКО. Но существованию этого места угрожают россияне, которые захватили Асканию в начале полномасштабного вторжения.
Об этом сообщает сайт 056.
Будучи в свободной Украине, заповедник насчитывал более 800 разновидностей диких копытных. Он приютил едва ли не самую большую популяцию лошадей Пржевальского и сайгака, более 1000 видов членистоногих, 18 видов млекопитающих. В разное время года здесь пролетает почти 300 видов птиц, более сотни в заповеднике гнездится.
Но главная функция зоопарка - не развлекать туристов и уж точно не "издеваться над животными". Их здесь охраняют и исследуют, в том числе и для того, чтобы лучше охранять.
С начала оккупации часть сотрудников заповедника ушла в отпуск, часть - уволилась. После фактического захвата заповедника в марте этого года несколько десятков человек официально приостановили свою работу в условиях оккупации.
Сегодня из штата в 268 человек сегодня на месте работает 140 человек, от которых зависит жизнь животных.
российские оккупанты фактически украли заповедник, ведь перерегистрировали его на себя. И теперь его существование под угрозой.
Директор биосферного заповедника "Аскания-Нова" им. Ф.Э. Фальц-Фейна Виктор Шаповал Виктор Шаповал говорит, что много информации относительно заповедника не может обнародоваться, но катастрофической ситуации пока нет. Но возникли такие проблемы:
- Аскания страдает от пожаров. Оккупанты обустроили на территории заповедника собственный полигон. Часть заповедника заминировали и перекопали, чтобы создать защитные сооружения. Всего военные рф захватили более 800 тыс. га заповедных зон Украины. Самой большой проблемой являются пролеты авиации россиян. Это огромный стресс для животных.
- Оккупанты устраивали охоту на животных. В интервью Mind рассказал министр окружающей среды Руслан Стрелец рассказал, что враг начал устраивать охоту и вывоз животных из этих заповедных объектов. В частности из заповедника "Аскания-Нова" и нацпарка "Джарылгачский".
- Угроза вывоза животных. Сейчас нет данных о ее осуществлении, но в заповеднике есть реализационные цены. Одна зебра стоит 130 тысяч гривен, кафрский буйвол - 100 тысяч, лошадь Пржевальского и сайгак - по 30 тысяч, а кулан - 10 тысяч.
"Эта коллекция, она неоценима, и не имеет такого прямого материального измерения. Ее ценность имеет мировой масштаб, и она не может быть разложена до суммы ее компонентов", - рассказал Шаповал.
- Угроза уничтожения перед отступлением. Нельзя исключить и еще худшего варианта - диких животных уничтожат перед отступлением, как это россияне часто делают со скотом на фермах или в частных хозяйствах.
В Министерстве окружающей среды отмечают, все преступления российских оккупантов фиксируют. После деоккупации захватчики будут отвечать за каждое обиженное животное.
По словам министра Стрелецкого, Украина пытается ускорить процесс признания там преступных действий россиян, чтобы каждая страна - участница Бернской, Рамсарской, Боннской Конвенций, Международного союза охраны природы и секретариата CITES сделала соответствующее политическое заявление.
"Процесс признания или осуждения действий РФ - это политический процесс, и мы сделали первый шаг. Я подписал соответствующие письма, и мы направили их в секретариаты этих конвенций и соглашений. Поскольку многие страны являются участниками разного рода природоохранных конвенций и соглашений и многие решения выносятся консенсусно - в течение определенного времени проводятся консультации", - отметил он.
Украинцы участвуют почти во всех таких международных мероприятиях: 23 конвенции и соглашения по окружающей среде.
"Мы должны бить во все международные колокола, требовать контроля, проверки. россияне могут похитить животных, как это было раньше", - говорит основатель фонда "Родная страна" Николай Томенко.
Всего на сегодня россияне оккупировали 514 объектов природно-заповедного фонда, общей площадью 800 000 га. Под угрозой уничтожения 16 Рамсарских (водно-болотных) угодий, общей площадью более 600 000 га.
Оккупированными остаются 82 территории Изумрудной сети.