российские военные задержали Олега Хвостенко на глазах у 11-летней внучки и сестры в июле 2022 года в оккупированном российской армией Днепрорудном. С тех пор родные не получили никаких известий о мужчине, хотя его непрестанно продолжают искать. Также при помощи правозащитников, родственники делают все возможное, но не могут достучаться до украинских государственных учреждений, которые не устанавливают факт лишения личной свободы Олега.
Об этом сообщает редакция сайта 056.
62-летний Олег Хвостенко - житель шахтерского городка Днепрорудное Запорожской области. До полномасштабного вторжения работал в Днепрорудненском отделении украинского банка, а затем - в автоцехе Запорожского железорудного комбината, а также ухаживал за зданием закрытого банка.
2 июля 2022 года, мужчина с внучкой подошли к территории банка, чтобы забрать со стоянки собственное авто. Оказалось, там уже "хозяйничали" российские военные, которые сразу задержали мужчину. Девушка позвонила сестре Олега, которая тут же прибежала к месту преступления.
"Он стоял лицом к стене: руки за головой, ноги дрожали. Таким брата я еще не видела. Тогда спросила у него били ли его. Он пытался развернуться, но оккупанты тут же ему автомат к спине прижали и сказали: "Кто тебе позволил шевелиться?" Мне приказали идти прочь", - рассказала сестра Олега.
Мужчину отвезли в городской совет Днепрорудного, где сестра видела как его обыскивали. Женщине говорили, что в течение 3 дней будут вести расследование, а потом сообщили, что Олега забрали "соответствующие службы" за его проукраинскую позицию. Больше года сестра искала брата в отделениях полиции и комендатурах Днепрорудного и Мелитополя, обращалась в Минобороны россии, в управление федеральной службы в Крыму - но безрезультатно. Женщина получила лишь пустые отписки, в которых указано: "не числится".
Жена Олега, Татьяна Хвостенко, которая еще в феврале 2022 года выехала из оккупированного Днепрорудного, сразу сообщила о похищении мужа в соцсетях. Его сын зарегистрировал в отделении полиции заявление о похищении отца, по факту которого открыли уголовное производство и передали в Прокуратуру и УСБУ в Запорожской области. Родные написали заявления во все структуры и органы, которые занимаются поиском, сбором информации и установлением факта похищения, обратились в Международный Комитет Красного Креста.
Однако за 1,5 года до сих пор не установлен факт лишения личной свободы Олега, а родные не имеют никакой информации по делу его незаконного задержания. Татьяна Хвостенко говорит, что столкнулась с тем, что государственные структуры, которые занимаются поиском, работают формально:
"Мы до сих пор не имели никакой коммуникации со следователем по делу Олега. В допросе свидетелей, которые сейчас находятся в оккупации, прокуратура отказала. Мне все время отвечают отписками с одинаковым текстом. Коммуникации со стороны официальных органов власти я не вижу"
Татьяна Хвостенко добавляет, что, не признавая факт похищения мужчины, государство фактически не занимается его поиском.
Юрист Правозащитной группы "СИЧ" Юлия Полехина, которая задокументировала факт военного преступления россии по делу похищения Олега, помогает семье Хвостенко. Она повторно подала заявление в МинВОТ на установление факта лишения личной свободы Олега. Однако во второй раз пришел отказ без всяких объяснений. Протокол отказа Министерство не предоставляет, указывая, что это - информация с ограниченным доступом.
Относительно допроса свидетелей в оккупации, Запорожская областная прокуратура прислала отказ и обоснование:
"...поручить организацию допросов соответствующих свидетелей в режиме видеоконференции при трансляции из другого помещения пока не представляется возможным."
Юрист объясняет, что именно допрос свидетелей из оккупации, несмотря на их согласие, может нести серьезную угрозу их жизни и здоровью. Вероятно именно следователи не соглашаются на важный, но опасный допрос:
"Уже прошло 1,5 года, а мы до сих пор боремся за законное право родных в оккупации свидетельствовать о задержании Олега. Согласно процессуальному кодексу, когда люди находятся в оккупации, следователи могут сделать допрос онлайн из другого помещения, если данное действие необходимо для расследования этого преступления."
Правозащитница подала дополнительное ходатайство к следователям на проведение допроса свидетелей задержания Олега и написала жалобу на прокуратуру, что за полтора года следователи так и не связались со свидетелями, чтобы их допросить:
"Сейчас я вижу полную бездеятельность органов досудебного расследования относительно проведения следственно-розыскных действий."
Юрист добавляет, что на письмо в Министерство по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий, уже получен ответ, что они не имеют оснований для установления факта насильственного задержания Олега:
"Мы уже неоднократно направляли свидетельские показания, предоставили документы от СБУ и НИБа, документы рф, что Олег объявлен в федеральный розыск, но вновь факт исчезновения не установлен."
Юрист уже подала иск в суд по бездействию Межведомственной комиссии по отказу в установлении факта задержания Олега Хвостенко. Сейчас судья рассматривает это дело.
Татьяна Хвостенко также продолжает стучать во все двери. С декабря 2023 года уже было проведено несколько встреч с и.о. Уполномоченного - начальника Управления по вопросам лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах МВД Украины Артуром Добросердовым. Родные передали ему все свои жалобы относительно отказа признания факта похищения Олега и отсутствия связи с соответствующими структурами и органами. Он пообещал, что с ними свяжутся. Однако до сих пор родные не имеют никакой информации по делу Олега.
"Мне недавно сказал представитель Управления СБУ Запорожской области: "Никто похищенных не ищет, искать будут когда деоккупируют...". Я не хочу в это верить", - добавляет Татьяна.
Также, с помощью юриста, родные подготовили документы и отправили жалобу в ЕСПЧ и сообщение в договорные органы комитета ООН по правам человека о нарушении россией Пакта статьи 7-й, которая рассматривается в совокупности с пунктом 3 статьи 2-й относительно незаконного задержания Олега Хвостенко.
"Мы должны документировать военные преступления россии и сообщать о них в международные инстанции. Россия нарушает все нормы Женевских конвенций. А незаконные похищения гражданских украинцев, таких как Олег Хвостенко, - это международные преступления, за которые россия и все исполнители должны нести ответственность", - отмечает правозащитница.
Она продолжает оказывать бесплатную юридическую помощь семье Хвостенко и дальше борется за то, чтобы доказать факт незаконного задержания Олега и обеспечить право родных на получение информации по делу. Главная цель этого - установление местонахождения и возвращение пропавшего мужа и других гражданских украинцев, которые были незаконно лишены личной свободы представителями страны-агрессора.
Автор текста: Татьяна Циопкало.