Дискуссии о возможной фиксации так называемой линии разграничения не прекращались кремлем ни после нападения в 2014 году на востоке и в Крыму, ни после полномасштабного вторжения в феврале 2022 года.
В Центре противодействия дезинформации при СНБО Украины проанализировали, почему россия ищет возможности «заморозить» войну в Украине.
На фоне кулуарных разговоров некоторых американских и европейских политиков во время саммитов и мировых форумов о необходимости вести переговоры по россии и даже вступлению в Альянс в пределах контролируемых территорий, украинская позиция всегда была жесткой. Президент Украины и другие чиновники не раз отмечали, что Украина не может позволить себе согласиться на «заморозку» конфликта с россией.
Зачем Россия ищет возможности «заморозить» войну в Украине?
Во-первых, чтобы на долгие годы иметь очаги нестабильности, ведь такой подход – часть государственной политики россии в отношении соседних стран (Молдовы, Грузии, Беларуси, Украины, части Кавказа) и в Европе, Азии и Африке. Основной целью такой стратегии кремля является попытка сохранить свое политическое и экономическое влияние на бывшие республики СССР и сателлитов в Европе и Африке.
На территориях бывшего СССР главной тактикой кремля стала поддержка сепаратистских настроений и провоцирование военных конфликтов под предлогом «притеснений русскоязычных» с постепенным поглощением их территорий. Так произошло в Приднестровье, где при поддержке русской армии было создано искусственное образование – «Приднестровская молдавская республика». Следующим шагом стала организация в ПМР в 2006 году так называемого референдума, по результатам которого тотальное большинство жителей якобы высказалось за независимость и будущее объединение с рф. И хотя 15 марта 2022 года ПАСЕ признала Приднестровье территорией Молдовы, россия удерживает там свой военный контингент и пытается повлиять на прозападную политику М. Санду. Что-то подобное происходило и в Грузии в 1992–1993 годах, когда кремль спровоцировал грузино-абхазский конфликт, в результате чего Грузия потеряла контроль над Абхазией и Южной Осетией. Далее все происходило по отработанному сценарию – в зону нестабильности были введены российские «миротворческие силы», под влиянием которых жители этих регионов просились в состав России, после чего произошло «замораживание» конфликта. В результате, кремль признал эти регионы «независимыми государствами», хотя международное сообщество и сейчас считает Абхазию и Южную Осетию неотъемлемыми частями Грузии, временно оккупированными РФ, следовательно, эти регионы остаются зоной «замороженных» конфликтов.
Еще одна точка искусственной нестабильности на постсоветском пространстве – конфликт вокруг Нагорного Карабаха, который начался еще с 1988 года и долгое время считался «замороженным». Ожидаемо, кремль вмешался в противостояние двух суверенных государств и поддержал военную операцию Азербайджана на территории Нагорного Карабаха. В результате, хотя руководство непризнанной "Нагорно-Карабахской республики" согласилось вывести военных и расформировать свою "армию обороны" и закрепило над спорной территорией юрисдикцию Азербайджана, конфликт фактически "заморозился" и создал для России удобный плацдарм для расшатывания власти в Армении.
Определенным проколом кремля стала попытка «заморозки» россии конфликта между Косово и Сербией, где Белград получил поддержку кремля. Хотя после военно-воздушной операции НАТО в марте 1999 года Косово перешло под контроль ООН и конфликт считается «замороженным», в 2022–2023 годах напряжение между странами постепенно увеличивается, что используется кремлем для разрушения ситуации в Европе.
Во-вторых, по отношению к Украине москва действует по грузинскому сценарию образца 2008 года. Итак, россия ищет способы «заморозить» войну против Украины, чтобы восстановить свой военный потенциал, ведь больше не может долго контролировать ситуацию из-за внутреннего экономического и политического кризиса. Как заявил В. Зеленский во время открытия саммита Европейского политического сообщества в Гранаде, в случае «заморозки» нынешней ситуации в Украине россия сможет до 2028 года восстановить разбитый украинцами военный потенциал и будет достаточно сил для нападения также на страны, которые находятся в фокусе внимания. российской экспансии», в частности, страны Балтии и страны, где находится российский контингент.
Для Украины вариант «замороженного» конфликта не принесет устойчивого и справедливого мира, а лишь приведет к новому витку агрессии в будущем. Заместитель руководителя Офиса Президента Украины И. Жовква считает, что Россия будет пытаться «заморозить» войну в Украине, как она это делала с первых дней войны и в 14-м году, и особенно после открытой агрессии 2022 года.
Однако, несмотря на свою стратегию, у кремля все меньше и меньше союзников не только в Европе, но и среди постсоветских стран. Именно Украинская формула мира способна лишить россии инструментов агрессии не только на украинском поле боя, но и в сферах глобальной безопасности – продовольственной, энергетической, ядерной и экологической. Единственным путем для такого мира есть остановка российской агрессии и деоккупация территорий.