В Украине и Европе практически одновременно произошли события, от которых зависит путь нашего государства к членству в ЕС.
В Центре противодействия дезинформации при СНБО Украины проанализировали удалось ли Украине преодолеть все преграды на пути в ЕС, передает редакция 056.
В последние дни сентября в испанской Мурсии прошла неформальная встреча министров по общим делам и региональному развитию для обсуждения вопросов, связанных с расширением Евросоюза. Там, в частности, сфокусировались на внутренней подготовке ЕС к возможному расширению на период до 2027 года из нынешних 27 членов до 36-ти.
2 ноября в Берлин съехались топдипломаты из других европейских стран – министры иностранных дел, министры по Европе и т.д. Главная цель встречи – обсуждение условий, при которых Евросоюз будет готов к вступлению новых членов.
В Киеве прошла неформальная встреча глав МИД стран Евросоюза. Как заявил министр иностранных дел Украины Д. Кулеба по итогам встречи, в ЕС ощущается консенсус по поводу будущего членства Украины в блоке. Президент В. Зеленский пообещал главам внешнеполитических ведомств выполнить все рекомендации, озвученные Европейской комиссией для открытия переговоров о членстве Украины, а глава монобольшинства Д. Арахамия доложил о принятии Верховной Радой 99,9% законопроектов, необходимых для начала переговоров.
Чего Украине удалось достичь по пути в ЕС?
Во-первых, Еврокомиссия существенно изменила подход к жестким условиям для Украины. Ведь требования проведения радикальных реформ по изменению системы принятия решений, работы руководящих органов и т.п. в условиях войны ставили под сомнение, что Украина никогда не сможет стать членом ЕС. От политиков во время встреч такой привязки не звучало, завершение войны в Украине не озвучивается как обязательное условие вступления. Достигнуто понимание, что расширение ЕС нужно не только государствам-кандидатам, но и самому Евросоюзу, ведь дальнейшее пребывание кандидатов в «серой зоне» неопределенности может подтолкнуть Россию к экономической и военной агрессии.
Во-вторых, отвергнуты спекулятивные заявления т.н. неполного членства в ЕС. Итак, темой оживленного обсуждения стала идея постепенной интеграции кандидатов в ЕС, которую продвигали некоторые ключевые государства Евросоюза. В частности, Франция и Германия настаивали на альтернативном варианте полного членства в ЕС, который базируется на четырех разных концентрических кругах членства. Глава МИД Германии А. Бербок, хотя и заявила, что Европейский Союз вскоре расширится «от Лиссабона до Луганска», активно лоббирует идею постепенной интеграции Украины в ЕС. Кстати, среди стран-кандидатов только глава МИД Северной Македонии Б. Османи намекнул на готовность согласиться с таким «недочленством».
Впрочем, идея «получленства» как цели расширения ЕС не получила однозначной поддержки участниками форумов в Берлине и Мурсии. Шеф украинской дипломатии, также принимавший участие во встрече в Берлине, отметил, что Украина никогда не согласится на членство «второго сорта». Он отрицал ведение дискуссий между Украиной и ЕС по частичному или любому другому неполному членству и отметил, что на закрытой части встречи в Берлине такое требование не выдвигала ни одна страна. Премьер-министр Украины Шмигаль четко дал понять, что Украина не согласится на вариант медленной интеграции, ведь полноправное членство в ЕС имеет решающее значение для всех украинцев. В свою очередь топдипломат Евросоюза Ж. Боррель подтвердил, что понятия «частичного или 35% членства» в ЕС не существует. В Берлине всерьез обсудили идею более косметического реформирования ЕС, изменив только те правила, которые позволяет действующее Лиссабонский договор (объединяющее название базовых договоров ЕС).
В-третьих, страны-члены ЕС сделали первый шаг к политической «отвязке» реформы ЕС от расширения союза. Поэтому в ЕС обострились дебаты о том, что вступление в ЕС новых членов будет возможно только после проведения полноценной реформы базовых договоров Евросоюза, в частности, сокращения количества еврокомиссаров и депутатов Европарламента, ликвидации права национального вето и введения голосования квалифицированным большинством. В то же время, восточные члены ЕС выступили против изменения договоров Евросоюза настолько категорично, что ключевые государства ЕС, в том числе Франция и Германия, начали склоняться к тому, чтобы отказаться от этой привязки.
Следует констатировать, что за последние десять лет публичная поддержка странами ЕС нового расширения еще никогда не звучала столь однозначно и единодушно. Большинство стран ЕС согласились, что членство Украины станет сильнейшим обязательством безопасности и отвергли спекулятивные заявления неполного членства. Да, вопрос расширения Евросоюза перешел от теоретического обоснования к практической реализации. До конца 2023 года лидеры стран ЕС получат рекомендации Еврокомиссии по членству Украины, после чего будут решать, когда запускать официальный переговорный процесс.