Чего следует ожидать Украине на Ближнем Востоке

Ближний Восток всегда считался для Украины перспективным регионом для сотрудничества, однако преимущественно в сфере продажи оружия и зерновых, а политические аспекты оставались без внимания.

В Центре противодействия дезинформации при СНБО Украины проанализировали чего следует ожидать Украине на Ближнем Востоке.

Однако после 24 февраля 2022 года ситуация изменилась, ведь агрессия россии заставила Киев искать внешнеполитических союзников во всем мире и найти точки соприкосновения с Ближним Востоком нам принципиально важно. 

Может ли Украина рассчитывать на многоуровневый диалог со странами Ближнего Востока? 

Готовность стран арабского мира к политическому и экономическому диалогу с Украиной, прежде всего, определяется уровнем их зависимости от россии и стран Запада. Часть из них занимает осторожную позицию из-за стремления дистанцироваться от войны в Украине и не быть втянутыми в конфронтацию россии и Запада. Другие видят в российской войне возможность повысить свой политический авторитет, предлагая услуги посредника в конфликте.  

Поэтому Сирия полностью зависит от своего главного союзника и первая после россии признала самопровозглашенные "днр" и "лнр" и проголосовала против мартовской резолюции ООН, осуждающей российскую агрессию.

Другие страны Ближнего Востока действуют осторожнее и гибче. Алжир, Ирак, Иран и ОАЭ воздержались от осуждения российской агрессии в ООН. Некоторые страны, как Марокко, вообще не участвовали в голосовании.

Иран за время войны в Украине укрепил связи с россией, которая закупает иранские беспилотники для ударов по Украине (официально ни Иран, ни россия это не подтверждают), а в фактическом провале переговоров с США по ядерной программе рассчитывает получить дополнительные бонусы от рф.

На фоне российской агрессии против Украины, Турция превратилась в мощного регионального игрока, который находит в противостоянии россии и Запада пользу для себя. С одной стороны, президент Р. Эрдоган продолжает тесное сотрудничество с Кремлем, отказывается вводить санкции и не отменяет авиарейсы между странами, а с другой - поставляет Украине беспилотники и присоединяется к части ограничений, отказываясь, например, принимать карты российской платежной системы "Мир".  

Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты идут аналогичным путем, балансируя между Россией и странами Запада. Так, наследный принц Саудовской Аравии М. Салман отказывает США и Европе увеличить добычу нефти, а ОАЭ не мешают развитию российского бизнеса. Попытки США приобщить ОАЭ, Оман и Турцию к санкционной политике против рф пока не достигли результата. 

Какие же противоречия внешнеполитических отношений стран Ближнего Востока может использовать Украина?

Во-первых, Киев может строить отношения, используя местные геополитические проблемы, в частности играть на сирийских противоречиях россии и стран региона. Ведь Турция, Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ, Кувейт ориентированы на США, категорически не согласны с россиянами относительно будущего Сирии и так или иначе поддерживают местную оппозицию, с которой воюют российские и сирийские войска.  

Во-вторых, среди ближневосточных стран Турция остается ключевым экономическим партнером и стратегическим союзником. Хотя президент Турции Р. Эрдоган идет авторитарным путем, на внешнеполитической арене его интересы во многом совпадают с украинскими, в частности в части создания геополитического противовеса россии в ближневосточном регионе. К тому же, Турция не признает аннексии Крыма и активно поддерживает крымских татар. На фоне "особых отношений" президентов Турции и Украины и согласия Турции участвовать в "Крымской платформе", поставке БПЛА, создании совместных оборонных предприятий, есть все основания надеяться на дальнейшее развитие отношений.

В-третьих, арабскую аудиторию волнуют не сущность военных конфликтов в Европе, а их прямые последствия в виде растущих цен на нефть, дефицита зерна и инфляции. Поэтому, традиционные союзники как США, так и россии сегодня будут продолжать сотрудничать со всеми сторонами, пока это отвечает их интересам. Поэтому доказательство преимуществ сотрудничества с Украиной должно стать основным трендом контактов на дипломатическом и высшем государственном уровнях.

Ведь Украина имеет потенциал для развития экономических отношений с арабскими странами в области энергетики, нефтедобычи, туризма, судостроения и культурно-гуманитарного сотрудничества. Кроме того, географическое положение Украины и мощный комплекс портов на Черноморском побережье позволяет ей быть транзитной точкой для многих товаров, которые импортируются или экспортируются с Ближнего Востока.  

О результативности таких контактов свидетельствуют итоги визита 18 апреля министра иностранных дел Украины Д. Кулебы в Кувейт. Кроме достижения договоренности об участии страны в восстановлении украинской инфраструктуры, переговоры также позволили донести принципиальные позиции Украины и согласовать видение и подходы к дипломатическим усилиям по прекращению российской агрессии.