Похоже, языковой вопрос после завершения парламентских выборов в Украине получил реверсивное развитие. Если раньше судьбой языков были крайне озабочены регионалы, пытавшиеся создать проблему там, где ее и в помине не было, то теперь “мовный” маятник пытаются качнуть в противоположную сторону оппозиционеры, отвоевывая для государственного языка утраченные позиции.В январе в Верховной Раде было зарегистрировано сразу два языковых законопроекта. Один из них, внесенный на рассмотрение Владимиром Яворивским (фракция «Батьківщина»), Марией Матиос (УДАР) и Ириной Фарион («Свобода»), предлагает Раде вместо “пакта” Колесниченко-Кивалова ввести строгие нормы функционирования украинского языка как государственного и определить в соответствии с ними порядок применения других языков в Украине.В частности, депутаты предлагают считать любой язык, кроме украинского, иностранным. В законопроекте определены понятия «язык национального меньшинства», «региональный язык», «диалекты и говоры украинского языка». Однако даже имея такие статусы, эти языки все равно остаются иностранными на территории Украины. В документе предусмотрено, что “попытки введения официальной многоязычности на национальном уровне, вопреки Конституции Украины, являются действиями, направленными на разжигание межэтнической вражды, языковой раскол страны, нарушение конституционного строя и территориальной целостности Украины”, - цитирует Корреспондент.
В то же время, законопроект разрешает в местностях традиционного поселения лиц, которые принадлежат к национальному меньшинству, использовать, наряду с украинским, язык национального меньшинства для делопроизводства и документооборота.
Авторы законопроекта справедливо решили, что вносить изменения в антиукраинский закон Колесниченко-Кивалова бессмысленно. Лучше разработать новый. Законопроект, подготовленный оппозиционной «тройкой», - это первая попытка украинской власти четко прописать законодательно одно из положений Конституции Украины, определяющее украинский язык как единственный государственный на территории страны.
Второй законопроект, внесенный внефракционными депутатами, не такой радикальный. Он предлагает внести изменения в уже существующий закон "Об основах государственной языковой политики». Авторы изменений, Павел Балога, Виктор Балога и Василий Петевка, предлагают узаконить требование к кандидатам на государственные должности обязательно знать государственный язык. Собственно, такое требование существует и сегодня, однако серьезно к нему никто не относится. Никто не требует знаний, никто их не проверяет. В результате мы имеем не только господина «Азирова», но и сотни и даже тысячи чиновников низшего ранга, которые впадают в истерику при необходимости заполнить документ на украинском.
Законопроект Балоги - Петевки предлагает разработать обязательные тесты по украинскому для чиновников, сообщает "Коммерсанъ-Укрина". По словам Василия Петевки, на государственные должности не должны претендовать люди, неспособные связать и двух слов на украинском языке. А Виктор Балога придерживается еще более радикального мнения - на своей странице в социальной сети Facebook он заявил, что премьер-министр и другие высшие должностные лица должны везде разговаривать на государственном языке.
К слову, не дожидаясь внесения предлагаемых изменений, скандально известная свободовка госпожа Фарион уже сейчас готовит иск в суд на коммуниста Александра Зубчевского, который наотрез отказался говорить на украинском языке в ходе заседаний комиссии по вопросам образования и науки.
Один из авторов закона "Об основах государственной языковой политики" Вадим Колесниченко принял идею обязательного тестирования для госслужащих крайне негативно.«Нужно быть идиотом, чтобы предлагать подобное. В первую очередь необходимо оценивать профессионализм человека, его способность управлять экономикой и приносить пользу государству, а не то, на каком языке он говорит. У нас не так много специалистов-управленцев, чтобы применять к ним критерий знания языка, и на практике это будет невозможно реализовать, поскольку непонятно, кто будет проверять знание языка, и сколько на это нужно потратить времени и средств», - заявил Колесниченко.
Ну что можно ответить на подобные нелепости. Видимо, именно профессионализм заставил Партию регионов назначить на должность министра Мининфраструктуры Бориса Колесникова, умудрившегося похоронить отечественное вагоностроение, закупив никому не нужные и ни на что не годные поезда «хюндай» вместо украинских надежных аналогов. Вероятно также, суперпрофессиональные качества пани Королевской подвигли ПР отдать ей пост министра социальной политики, после чего в стране тут же прекратили выплачивать роженицам пособие на рождение ребенка. Профессионализм великого комбинатора Сергея Тигипко вообще вошел в историю Украины как период черного реформаторства. Список людей, «принесших пользу» экономике страны, можно было бы и продолжить. Только зачем? Действительно, не столь важно, знают или нет эти горе-управленцы украинский язык. Их репутацию уже ничто не спасет.
Думается, здесь вопрос нужно ставить по-другому. Почему профессионал, «уникальный управленец, способный приносить пользу экономике», не может выучить государственный язык? Может быть, это он идиот, а не те, кто требует от него знания украинского? И в этой связи очень может статься, что экзамен для чиновников, если и не решит проблему профессиональных кадров, то хотя бы поможет отбраковать умственно неполноценных, неспособных выучить даже несколько сотен украинских слов. Не говоря уже о вещах посерьезнее.
Тем более, что и стоить такой «отбор» державе будет сущие копейки. По словам президента Киево-Могилянской академии Сергея Квита, техническая сторона тестирования не требует больших временных и финансовых затрат. "По сути, это может быть простой экзамен, который сдают школьники или студенты, так что в этом нет ничего сложного ", - сказал Квит в интервью изданию “Тиждень”.
Впрочем, представитель Киево-Могилянки слишком оптимистичен. Вряд ли простенький школьный тест будет «несложным» для большинства украинских чиновников. Ведь многие из них не смогут сдать школьные тесты даже по родному для них русскому языку. Судите сами.
Губернатор Одессщины Эдуард Матвийчук во время визита в ОШ № 57 забыл правило русского языка, изучаемое в первом классе: жи-ши пишется с буквой «и». В книге почетных гостей одесской школы № 57 он допустил сразу три ошибки.
У одесского мэра тоже правописание хромает. Резолюция Костусева, которую он собственноручно наложил на официальном документе, гласит: "Готовте доклад КРУ на исполкоме". Обратите внимание: слово «готовьте» мэр написал без мягкого знака! Отметим, это правило также изучается в начальных классах средней школы.
Перл от губернатора Луганщины Пристюка: «В вопросе поставки хлеба, количестве сортов хлеба и цены у нас не стоит». Кто на ком стоял, абсолютно не понятно.
Блещет знаниями родного языка и губернатор Николаевской области Николай Круглов. «Параллельно учились вводить новые налоги, уклоняться от уплаты налогов, жить с помощью и без помощи государства. Единственно, чему не научились сверху донизу - жить по закону».Во закрутил!
Радует и мэр Запорожья Александр Син. "Именно в Запорожье был построен тот промышленный комплекс, аналог которому никто не смог сделать больше в мире. Потому что за 5 лет здесь было построено столько предприятий в голодной стране, где жили в основном неграмотные люди". Вероятно, городской голова в первую очередь имел в виду себя, говоря о безграмотных.
Прогремела на всю Украину запись разговора зам. городского головы Днепропетровска Анатолия Крупского, пытающегося подкупить технического кандидата накануне последних парламентских выборов. Анатолий Крупский в частности говорил: «Если я вам порекомендую вместе со мной пойти в народные депутаты техническим кандидатом? … С вами будут работать имиджмейкеры, вам будут говорить, что нужно говорить, где нужно говорить … Условия оплаты и прочее - мы сядем, обговорим». Высокохудожественный текст с массой стилистических ошибок.
О цитатах, принадлежащих мэру Харькова Геннадию Кернесу, и вспоминать не хочется. Чего стоит только его «сучий пес» и знаменитое «помножить на ноль». В контексте этой статьи уместно вспомнить его изречение, датированное маем прошлого года, касающееся языка. «Я сам провел в тюрьме два года. И сделал выводы. Первый и главный - голова держится на языке, а не на шее». Ну, Кернесу виднее, конечно…
Не отстает от коллег и руководство Донетчины. После того, как родную Донецкую область покинул экс-губернатор Анатолий Близнюк, редкая речь которого обходилась без цитаты к месту и не очень из Высоцкого, пальма первенства по словесным перлам перешла городскому голове Донецка Александру Лукьянченко. К примеру, запомнился журналистам рассказ о вандализме дончан: «Вчера ночью неизвестные вандалы на скамейке на бульваре Пушкина отодрали двух петухов». Или из свеженького: «На логотипе Донецка изображен футбольный мяч в виде треугольника» . А буквально на позапрошлой пресс-конференции Лукьянченко дословно сказал: "Вот, Киев у нас считается столицей..."
Так вот кто, не щадя себя, отстаивает права русского языка на территории Украины (именно в этих регионах русский был признан региональным одним из первых).
Как верно заметила российский оппозиционный политик Валерия Новодворская, эти люди на самом деле не русский язык защищают, а советский. «Ведь не о зыке же Пушкина они пекутся, им нужны документы Ленина и Сталина», - убеждена она.
Они отстаивают язык ленинских доктрин и сталинских приказов. Старый тоталитарный строй они защищают, жить и работать в котором им привычно, красть - удобно, а править - легко.
Валерия Новодворская уверена: без национального языка не может быть национальной независимости государства. И она готова «плевать в морду каждому, кто использует ее родной русский язык как инструмент политической борьбы» в Украине. И не только в Украине.
К слову, таким же образом можно было бы поступить и с теми, кто использует как орудие битвы и прекрасный, певучий украинский язык.
Хотелось бы, чтобы политики по обе стороны баррикад прекратили манипулировать языковым вопросом, а, засучив рукава, взялись за ликвидацию тотальной безграмотности. И начали прежде всего с себя…