Запорожская и Сталинская: история Приднепровской железной дороги
Приднепровская железная дорога - одна из наиболее крупных и продуктивных в составе Укрзализныци, предприятие с многолетней историей и традициями.
Редакция 056 узнавала откуда пошла Приднепровская железная дорога.
Свою летопись Приднепровская железная дорога ведет с ноября 1873 года, когда было открыто железнодорожное сообщение между станциями Лозовая и Александровск (сегодня Запорожье) с веткой до станции Екатеринослав (в наши дни Нижнеднепровск), куда и прибыл первый поезд.
Событие это прошло весьма скромно, «без публичного банкета»: как писала газета «Одесский вестник»: «городские власти не приглашали, ограничились домашним праздником. Были по обычаю тосты, спичи и всякие благопожелания».
Слишком многие в те годы считали строительство железной дороги роскошью, убыточной затеей, а паровозам противопоставляли дешевую конную тягу.
Развитие каменноугольного Донецкого и железорудного Криворожского бассейнов, металлургической, машиностроительной и др. отраслей промышленности на юге России требовало открытия новых железнодорожных направлений. Поэтому в 1884 году были введены в эксплуатацию железнодорожные участки Хацапетовка (ныне Углегорск) - Синельниково протяженностью 208 верст и Екатеринослав - Долинская протяженностью 235 верст. Они, собственно, и получили название Екатерининской железной дороги - в честь императрицы, во времена царствования которой Приднепровье вошло в состав Российской империи.
А объединяла между собой восточную и западную линии новой стальной магистрали та самая железнодорожная ветка на Екатеринослав, открытая еще в 1873-м.
Екатерининская железная дорога развивалась очень стремительно, впрочем, как и весь Приднепровский край с его промышленностью, чему, несомненно, весьма способствовала прокладка стальной магистрали. Вскоре железнодорожные ветки протянулись к Кайдакам и Каменскому, Ингульцу, Саксагани и Долгинцевому, Пологам и Бердянску, Никополю, Запорожью и др. населенным пунктам.К началу Первой мировой войны Екатерининская железная дорога протяженностью 2 728 верст проходила по территории Харьковской, Херсонской, Таврической и Екатеринославской губерний, а также Области войска Донского, имела самый большой в Российской империи грузооборот (около 390 млрд. пудо-верст) и перевозила до 12 млн. пассажиров, что делало ее одной из ведущих российских и европейских железных дорог. Ремонт и обслуживание подвижного состава магистрали выполнялся в железнодорожных мастерских Екатеринослава, которые в то время также были крупнейшими в стране.После Октябрьской революции, в мае 1918 года, Екатерининскую железную дорогу под названием Запорожской подчинили Народному комиссариату путей сообщения. В 1919-м магистраль вернула себе свое прежнее имя, однако в 1935-м ее снова переименовали - теперь уже в Сталинскую, а с 1961 года дорога носит свое нынешнее название - Приднепровская.
Легендарные командармы стальной магистрали Приднепровья
В свое время Приднепровскую железную дорогу возглавляли многие выдающиеся личности, оставившие заметный след не только в дорожной летописи, но и в истории страны.
Первым начальником стальной магистрали Приднепровья был Александр Аполлонович Верховцев, родом из московских дворян. В 1860 году окончил престижный Петербургский институт Корпуса инженеров путей сообщения. Службу на Екатерининской железной дороге начал в 1883-м в должности начальника службы пути с поручением исполнять обязанности руководителя дороги, на пост которого был назначен в 1885-м и занимал вплоть до своей смерти в 1900-м. Именно Александр Аполлонович, по словам современников, превратил транспортный новострой "в величайшую в России по количеству перевозимого груза" железную дорогу, "умел всегда вовремя выхлопотать необходимые средства на усиление дороги, на расширение железнодорожной сети". Благодаря прозорливости и настойчивости А. Верховцева был построен новый, необычайно важный для зарождающихся промышленных предприятий Приднепровья участок Екатерининской железной дороги - Чаплино-Пологи-Бердянск, открывший местному углю и руде короткий путь к морю. При поддержке руководителя Екатерининской стальной магистрали для нужд железнодорожников было открыто 18 начальных школ, 2 технических училища, несколько библиотек, на семи железнодорожных станциях существовали помещения для показа спектаклей, еще на четырех - духовые оркестры, при школах были созданы общежития для детей инженеров, мастеров и рабочих, действовали несколько магазинов и вагонов-лавок. Память о первом начальнике дороги увековечена в названии станции, впоследствии давшей начало одноименному городу Днепропетровской области, - Верховцево.
Герой Социалистического Труда Николай Тихонович Закорко руководил стальной магистралью Приднепровья в общей сложности одиннадцать лет. В историю железнодорожного транспорта он вошел как талантливый движенец, организатор существенного повышения пропускной способности железнодорожных перегонов и участков, в частности, за счет внедрения так называемых маршрутных перевозок (т.е. формирования и отправления грузополучателю целого состава с однородным грузом). Родом из семьи железнодорожника-путейца, Н.Закорко тоже начинал свою трудовую деятельность на дороге рабочим службы пути. Затем трудился в Екатеринославском локомотивном депо - вызывальщиком локомотивных бригад, истопником, смазчиком, помощником машиниста, дежурным по станции. С 1932 по 1936 год занимал должность поездного диспетчера на участке Нижнеднепровск-Узел - Баглей, где и начал воплощать в жизнь свои новаторские взгляды на организаторскую роль диспетчера "как человека, идущего впереди поездов, прокладывающего им путь точно по графику" - так охарактеризовала рабочие правила Н. Закорко газета "Гудок". Выступил инициатором переименования Екатерининской железной дороги в Сталинскую. Годы руководства Н. Закорко запомнились масштабным стахановским движением среди диспетчеров-эксплуатационников: внедрением скоростного метода обработки грузовых поездов, практики вождения тяжеловесных грузовых составов, кольцевого графика и пр. Именно Николай Тихонович Закорко возглавил и быстрое восстановление стальной магистрали Приднепровья, разрушенной Великой Отечественной войной.
В наши дни эксплуатационная протяженность Приднепровской железной дороги превышает 3275,9 километров пути, что составляет свыше 15% общегосударственной. Из них 60% электрифицированы, более чем 84% оборудованы автоматическим регулированием, 90% имеют электрическую централизацию.