Тогда и сейчас: как днепровские IT-специалисты перешли от создания сайтов-визиток к разработкам масштабных цифровых систем
В конце 2019 года некоммерческая организация IT Dnipro Community вместе с социологическим агентством “Фама” насчитали в Днепре около 15 000-16 000 IT-специалистов. Половина из них работают в сфере разработки программного обеспечения от 3 до 10 лет. Продукты, которые они производят, – на кончиках пальцев у пользователей. Например, миллион украинцев уже привыкают к «государству в смартфоне» с приложением «Дія», которое создали волонтеры из ЕРАМ и других компаний.
А какой была IT-сфера 10 лет назад? Эксклюзивно для 056, проводим ретроспективу с Дмитрием Батиевским, системным архитектором из днепровского офиса ЕРАМ.
Как находили работу в IT?
Карьеру Дмитрий Батиевский начал в 2004 году: был системным администратором, настраивал внутренние сети в офисах, почтовые и файловые серверы. Через пять лет задумался о профессиональном росте и смене специализации. Как и многие системные администраторы в те годы, Дмитрий писал скрипты на Bash и Perl, а параллельно – учил Java и другие языки программирования по книгам, писал небольшие программы и интересовался вакансиями в смежных областях.
«Странно, но десять лет назад на собеседованиях спрашивали не конкретные знания по языкам программирования, а задавали задачи на логику, просили решить упражнения по математике, тригонометрии. Почему-то не всем работодателям было интересно, как хорошо я знаком с Java. Это было удивительно. Сейчас у начинающих системных инженеров и специалистов по облачным решениям мы спрашиваем основы системного администрирования, понимание работы сети, маршрутизации, основы операционной системы, знакомой кандидату. Это то, чему мы учим будущих системных инженеров в рамках бесплатных обучающих программ EPAM University Programs. От опытных ожидаем хороший опыт работы по специальности, узнаем, работал ли инженер с инфраструктурой в облаках, занимался ли автоматизацией процессов тестирования и разработки», - вспоминает Дмитрий Батиевский.
Где предпочитали работать специалисты?
В середине 2010-х желающих получить рабочую визу в Соединенные Штаты или Европу и покинуть Украину стало значительно больше, делится наблюдениями Дмитрий Батиевский. Некоторые остались, но иные инженеры пару лет спустя все-таки вернулись в страну. Сейчас они охотно рассказывают о своем опыте жизни и работы за рубежом коллегам, ведь тема остается актуальной. По данным исследования IT Dnipro Community, в 2019 году 41% днепровских IT-специалистов рассматривали возможность переезда в другую страну, 35% — в другой украинский город. Крупные международные компании по-прежнему предоставляют им опцию релокации.
С кем сотрудничали украинские компании?
IT Dnipro Community в конце 2019 насчитали в Днепре почти 380 IT-компаний. В 2010 это число было в разы меньше, но международные сервисные и аутсорсинговые компании уже успели появиться на рынке труда: среди них EPAM, Softserve, Luxoft, Ciklum и другие. Были представлены и продуктовые компании. Сфера уже ориентировалась на клиентов из Западной Европы и Северной Америки, украинские команды делали много проектов для заказчиков из медицинской и банковской сферы, логистического бизнеса, электронной коммерции и других бизнесов.
Сегодня спектр клиентов, для которых создают программное обеспечение украинские специалисты, еще шире. А решения – в разы сложнее.
Чем IT-компании привлекали кандидатов?
10 лет назад у компаний практически не было социальных пакетов, а у инженеров – больших требований к офису, где им предстоит работать. Сейчас практически все компании предоставляют специалистам медицинскую страховку, возможности для занятий спортом, корпоративные скидки на разные товары и услуги. Также компании стараются расположить к себе соискателей благодаря интересным проектам и новым технологиям.
«На мой взгляд, и тогда, и сейчас людям было важно, чтобы у компании было адекватное руководство, эффективные процессы, поддержка и помощь в профессиональном развитии, возможность улучшить навыки в разных инструментах и технологиях. В ЕРАМ на это делают большую ставку, потому что наша сфера требует постоянного обучения: мы предоставляем коллегам доступ к огромному каталогу онлайн-тренингов и оффлайн-программ, компания финансирует сертификации и помогает инженерам к ним готовиться, есть сообщества по технологиям. А вообще в Днепре сейчас есть много бесплатных и платных курсов разного качества, но я по-прежнему рекомендую не забывать о самообучении по книгам. Там информация всегда структурированная и проверенная», – рассказывает эксперт.
Что дальше?
Эксперты утверждают: термин «айтишник» в 2020-м – большое упрощение. В сфере много специализаций: от универсальных экспертов и математиков, которые занимаются машинным обучением, до инженеров по безопасности и дизайнеров и так далее. Объединить всех одним универсальным словом сложно и подчас некорректно. К слову, на Западе айтишниками называют специалистов, которые предоставляют инженерам рабочую технику. Украинские эксперты же гордятся тем, что создают для клиентов из разных уголков земного шара сложные, качественные системы, в которых программное обеспечение - лишь один из компонентов.
«10 лет назад мы активно писали разные сайты-визитки, делали простые задачи, которые получали из западных стран. Со временем наши проекты усложнились. И отдельные специалисты, и целые компании растут в профессиональном плане, нарабатывают все больше доверия на глобальном рынке, переходят в категорию бизнеса, который не просто выполняет поставленную задачу, а создает комплексные решения для клиента, выступает консультантом. Украинцы могут делать сложные корпоративные системы, работают с уже популярным искусственным интеллектом (AI) и машинным обучением (Machine Learning). Все это требует больших вычислительных мощностей и сложной, стабильной инфраструктуры», - рассказывает Дмитрий Батиевский.
И добавляет: «10 лет назад большая система работала на 10-20 серверах. Сейчас речь идет о тысячах серверов, которыми по-прежнему может управлять небольшая, но эффективная команда. Это происходит благодаря автоматизации процессов и вместе с тем их ускорению и появлению более комплексных решений. Современные системы подвержены всплескам нагрузки (как сервис такси в праздники или на выходных, например, или сайт крупного интернет-магазина в период распродаж) и задача инженеров в 2020-м – делать их масштабируемыми, устойчивыми к нагрузкам. Решения, которые создают в нашей сфере, быстро проникли в жизнь людей, сделали ее удобнее, а многие услуги - быстрее и доступнее. И это большая, ответственная работа многих специалистов, которую не видят конечные пользователи».
С ростом сложности проектов в сфере разработки ПО появилось много разных специализаций, но все чаще компаниям требуются инженеры, способные самостоятельно написать код, протестировать его и развернуть в облаке. Эксперты отмечают: в 2020-м специалистам стоит задуматься о наработке смежных, гибридных навыков. С одной стороны, это – шаг вперед, с другой – возвращение к истокам, к тому, как были устроены процессы некоторое время назад.
Над материалом работала: Ксения Бай.