На сегодняшний день «ДнепрАзот» является единственным заводом в Украине, производящим жидкий хлор для очистки питьевой воды. И летом, в самый жаркий период года, завод останавливает производство, рискуя оставить миллионы жителей страны без питьевой воды.
Остановка АО «ДнепрАзот» и отключение воды в Украине: всё, что нужно знать о сложившейся ситуации
Как всё устроено и почему все в панике
Схема очистки воды такая: АО «ДнепрАзот» производит жидкий хлор, после чего отправляет его на «Аульскую хлоропереливную станцию», где вещество расфасовывается и перевозится в водоканалы городов Украины, а также Молдовы и Беларуси. 16 июля на сайте «ДнепрАзота» появилось сообщение, в котором говорилось об остановке работы завода, а также о том, что запасы хлора закончились. Учитывая то, что альтернативные методы очистки воды в данный момент недоступны, жители Украины могут остаться без воды в течении нескольких дней (в зависимости от области).
«На сегодняшний день ситуация с поставками хлора остается критичной и никакого радикального решения пока что нет», - сообщил на пресс-конференции заместитель главы ДнепрОГА Валерий Безус.
Остановка предприятия, по официальной версии, связана со значительным подорожанием энергоресурсов, в частности, природного газа, из-за чего производство стало экономически невыгодным.
«Для восстановления работы хлорной группы цехов АО «ДнепрАзот» нами рассмотрена необходимость повышения цен для скорейшего восстановления работы указанных цехов предприятия. В связи с этим, нами подготовлено экономическое обоснование необходимости повышения цен на производимую продукцию», - сообщается на сайте «ДнепрАзота».
Обращение по поводу повышения цен направили в Антимонопольный комитет ещё 2 июля, и только сегодня АМКУ дали ответ. Вот как он выглядит:
«Цены на хлор жидкий является свободным ценам, которые самостоятельно устанавливаются субъектом хозяйствования и на которые отсутствует государственное регулирование. Итак, если АО «Днепроазот» уверено в обоснованности повышения цены на свою продукцию - ни один действующий нормативно-правовой акт не запрещает такие действия», - решили в Антимонопольном комитете.
Простыми словами, «ДнепрАзоту» дали зеленый свет. В то же время, его грозятся оштрафовать из-за того, что единственное предприятие, предоставляющее хлор, резко остановилось и поставило под угрозу возможность подачи питьевой воды.
Позиция «ДнепрАзот»
Интересным фактом в заявлении «ДнепрАзота» было то, что в самом конце сообщения в скобочках было написано маленькое уточнение:
«Администрация АО «ДНЕПРАЗОТ», понимая всю важность и значимость данного вопроса, готова уже сейчас заключить прямые контракты (без предприятий-посредников) на поставку жидкого хлора. Данные контракты вступят в силу сразу же после получения разъяснений от АМКУ.»
Мы позвонили в «ДнепрАзот» и выяснили интересную деталь: предприятие готово поставлять хлор (тем более ответ от АМКУ уже получен) напрямую водоканалам, с которыми согласны подписать договор. «Предприятие-посредник» - это Аульская ХПС, которая выкупала хлор у «ДнепрАзота», фасовала и перепродавала его водоканалам. Теперь планируют поступать по-другому:
«Сейчас мы даем предложение на водоканалы, о том, что мы рассматриваем вопрос о заключении договора на оказание «Аульской ХПС» услуг на переливание хлора в контейнеры. Перевозить вещество до водоканалов будут либо специальные перевозчики, которых будут искать сами водоканалы, либо непосредственно сама «Аульская ХПС», - рассказал заместитель начальника отдела реализации Юрий Садовник.
Всё это делается, по словам представителя «ДнепрАзота», для более прозрачной системы закупки.
«Мы предлагаем это, чтобы всё было прозрачно, чтобы водоканал покапал непосредственно у представителя, то есть у нас, а мы уже договаривались о расфасовке с «Аульской ХПС», - резюмировал Садовник.
Почему паниковать не стоит (пока что)
Сегодня, 18 июля, стало известно о том, что хлор временно будут закупать в Румынии.
«У нас есть единый контакт по поставке хлора с Румынией на 300 тонн, который завозится Аульской ХПС, и происходит обеззараживание воды как в регионе, так и за его рамками», - сообщил заместитель главы ДнепрОГА Валерий Безус.
По словам заместителя директора Аульском ХПС Сергея Литвиненко, станция действительно имеет такой договор с Румынией, и он является «страховочным».
«На сегодня 11 машин, каждая из которых на 14 контейнеров, объем которых 13,3 тонны, завезли хлор на Украину. Сейчас Аульская ХПС заключила ещё один договор на 1000 тонн от этого же производителя (Румынского, - прим.авт.), который мы сможем распределять не только на Аульский водовод, но и на все водоканалы Украины. Ещё две машины стоят на границе под загрузку, одновременно с этим объем автотранспортных единиц мы стараемся нарастить», - рассказал Сергей Литвиненко.
Однако, есть и вторая сторона. Дело в том, что Румынский завод может поставлять в Украину только две машины в сутки. Этого объема не хватит на всю страну.
«В ближайшие дни должны зайти новые машины, перевозчики переоборудуют автомобили, и мы сможем завозить около 10 машин в неделю. Этим объемом мы можем перекрывать около 400-500 тонн в месяц. Фактически это половина потребности Украины в хлоре», - сообщил Литвиненко.
Вопрос повышения цен на воду будет решаться на сессии горсовета, поэтому пока точного ответа нет.
Вместо вывода
В сложившейся ситуации каждый тянет канат на свою сторону, что вполне логично. АО «ДнепрАзот» хочет «прозрачной системы» и частичного исключения из цепочки очистки воды «Аульской ХПС», а последние готовы закупать хлор в другой стране. Остается ждать решений водоканалов Украины, будут ли они заключать прямые контракты с «ДнепрАзотом» или останутся на румынском хлоре.
Читайте также: iGov переходит на баланс государства: что это значит и как теперь будет работать портал