Основательницы БУДЬ в UA Катя Дорошевская и Алина Щербина о том, как поднять бизнес на голом энтузиазме, - ИНТЕРВЬЮ
Алина Щербина и Катя Дорошевская — основательницы маркета и шоурума БУДЬ в UA. Девушки создали маркет украинских брендов два года назад, без особых инвестиций, и первое время работали на чистом энтузиазме. Основная цель БУДЬ в UA — продвижение украинских брендов.
Спустя полтора года в самом сердце Днепра Катя и Алина открыли шоурум, в котором представлено более 50 различных брендов со всей Украины, и в данный момент девушки занимаются его развитием. 056 пообщался с основательницами БУДЬ в UA о создании маркета, открытии шоурума и планах на будущее.
С чего всё началось
Алина: Мы с Катей работали журналистами на 34 телеканале, около 5 лет. Потом по разным причинам уехали из Днепра. Я отправилась в путешествие по Балканам, а Катя переехала в Киев. Спустя год мы снова встретились в одной редакции, на этот раз на телеканале Украина в Киеве.
Катя: Как-то мы обсуждали столичные мероприятия и сошлись на том, что уникальных и интересных событий в Днепре очень не хватает.Тогда и возникла идея создать маркет украинских брендов, куда гости приходили бы не просто «пошопиться», но и провести приятно время.
Как создавался первый маркет
Катя: Первой нашей локацией стала галерея «Артсвіт», там мы разместили 40 участников. Дебютный маркет прошел очень круто, очень эмоционально и вдохновляюще, поэтому мы решили продолжать. Ещё где-то на протяжении полугода мы жили на два города, Днепр и Киев. В столице работали, а сюда приезжали организовывать БУДЬ в UA. Спустя это время мы поняли, что нужно делать выбор, и мы его сделали: бросили стабильную работу в столице и переехали в Днепр.
Алина: Мы начали посвящать БУДЬ в UA всё своё свободное время и стали развивать его как бизнес, как серьезный взрослый проект. Больше всего нас «заряжают» отзывы гостей. Люди подходят после мероприятия и говорят: «Вау, у вас так классно!». И это самое важное. Это вдохновляет сворачивать горы и придумывать новое.
О сложностях, финансовых вложениях и важности рекламы
Катя: В первый раз было очень сложно привлечь бренды. Еще не было красивых фотографий с мероприятия, отзывов довольных клиентов и участников. Мы рисовали воздушные замки. Говорили: «Смотрите, тут будет так красиво! А вот здесь будет фуд-корт!» и показывали на разбитую парковку у галереи (смеется, - прим. автора). Мы так вдохновленно и убедительно презентовали будущий проект, что в него начали верить не только мы, но и другие.
Из финансовых вложений были только наши сбережения и журналистские зарплаты, в сумме вышло около 1000 долларов. На эти деньги мы изготовили оборудование, чтобы всё было в едином стиле. У нас была идея, чтобы всё было деревянное, экологически чистое, чтобы не было никакого пластика. Поэтому все стеллажи, стойки для одежды, столы, стулья и так далее у нас из дерева.
Алина: На наше первое мероприятие приехало 7 городских телеканалов, все городские сайты, пришли друзья и знакомые. Когда мы организовывали второй маркет, мы снова пригласили СМИ, но нам ответили: «Первый раз было здорово побывать на БУДЬ в UA, а второй раз — за деньги». Тогда-то мы и познакомились с прайсом на наружную, радио и ТВ-рекламу. А ещё освоили таргетированную рекламу в Facebook. Оказалось, что найти помещение, подрядчиков, изготовить оборудование — самая простая часть работы в сравнении с продвижением мероприятия.
Катя: Буквально спустя пару месяцев и 4 маркета, мы переехали в Музей украинской живописи. Сейчас мы собираем более 120 брендов, то есть мы выросли втрое за два года. У нас в штате 8 человек и еще 30 мы привлекаем на маркет проектно. То есть около 40 человек стоят за красивым и атмосферным БУДЬ в UA. А гости приходят, видят нас двоих улыбающихся, и думают, что это делаем мы вдвоем, такие феи, кружим здесь, и вообще всё само собой получается. И так и должно быть.
Шоурум – это моя мечта
Катя: Шоурум – это была моя мечта, мне казалось, что это именно то, чем я должна заниматься. Но хорошо, что мы не открыли его два года назад. У нас просто не получилось бы такое место, как сейчас. Банально не было партнерских отношений с дизайнерами, понимания рынка, опыта в продажах - это было бы просто разочарование. Всему свое время. Последний год мы искали хорошее помещение, неспешно просматривали объявления, встречались с риелторами, а потом случайно увидели фотографию потолка (будущего шоурума) и уже через неделю подписали договор об аренде. Спустя месяц мы открылись.
Алина: И дизайнеры, и гости маркета ждали открытия шоурума. Так как хотели покупать украинские бренды не только два дня в месяц на БУДЬ в UA, но и каждый день. Всего в шоуруме представлено около 50 брендов одежды, обуви, аксессуаров. Большинство дизайнеров — это резиденты маркета из Киева, Харькова, Одессы и, конечно, Днепра. Много брендов представлены эксклюзивно и это наша большая гордость.
Какую одежду можно увидеть в шоуруме и сколько это стоит
Катя: Мы можем выделить три основные категории одежды, которая представлена у в шоуруме: для выхода, офисная и повседневная. Также есть обувь и аксессуары. У нас можно одеться с головы до ног.
Алина: Ценовой сегмент у нас средний, и даже эконом. Стоимость платья от 600 до 1500 гривен. Брюки можно купить за 800-1200 гривен, купальники — 700-800 гривен, сумочки кожаные от 800, обувь до 1000 гривен. Мы тщательно отбираем вещи, ищем что-то особенное, с душой.
О тяжелых моментах и диване без ножки
Алина: Самым тяжелым моментом был ремонт в шоуруме, так как с 9 утра до 7 вечера мы выполняли наши основные задачи по проектам, а затем до глубокой ночи согласовывали дизайн, чертежи, переписывались с подрядчиками. В ремонте помещения под магазин очень много технических тонкостей, которые невозможно предугадать. Но все наши ремонтные “вызовы” стали нашими главными “фишками”.
Катя: Даже диван, который стоит в центре комнаты, имеет целую историю. Когда его привезли к нам под офис, он вылетел из машины и у него сломалась ножка. А у нас на следующий день открытие и куча гостей! Казалось, миссия невыполнима, но за сутки ножку изготовили, покрасили и собственник фирмы, которая изготавливала диван, лично приехал её установить.
Философия БУДЬ в UA и планы на будущее
Катя: У нас не клиенты, а гости. Знаете, это как близкие подруги, которых давно не видели и хотите им столько всего рассказать. У вас очень много новостей. Наши новости – это новинки от брендов, мы их показываем, рассказываем истории дизайнеров и помогаем собрать интересных образ.
Алина: На сегодня, кроме маркета и шоурума, мы запустили еще 2 проекта и активно занимаемся их раскруткой. Первый - это GASTRO дворик – ярмарка фермерских и крафтовых продуктов. К нам приезжают производители джемов, соусов, приправ, меда, вина, сыра и мясных деликатесов со всего региона. Второй проект — LECTORIUM БУДЬ в UA. Это лекции, воркшопы, интенсивы, на которых гости получают полезные и нужные знания, знакомятся и общаются.
Катя: В нашей команде сейчас 8 человек. Мы с Алиной генерируем идеи, вдохновляем и направляем команду. Даша, наш маркет-босс – это ивент-менеджер, которая организовывает работу маркета БУДЬ в UA. Анна, наша PR-богиня, занимается всеми коммуникациями, создает контент для соцсетей, пишет статьи для блога, продумывает и запускает рекламные кампании. Марина, Алевтина и Аня занимаются шоурумом – это администратор и два продавца. А ещё есть Яна, ивент-менеджер LECTORIUM.
Алина: Сейчас БУДЬ в UA — это не просто маркет, это полноценная платформа для развития украинских брендов. Ведь у всех наших проектов по сути одна главная миссия — помогать молодым украинским бизнесам развиваться: учиться на лекциях, тестировать свою продукцию и находить клиентов на маркете и гастро-ярмарке, продаваться в шоуруме.
А еще в разработке у нас пара секретных форматов, которые проанонсируем уже в середине лета.
Фото: Алёна Троян, Олег Самойленко