ТОП-3 мифа из истории днепровского метрополитена
Строительство днепровского метрополитена продолжается более 40 лет. За это время успели открыть лишь 6 станций подземки. За многолетнюю историю метро, ходят самые невероятные слухи о его строительстве. Расскажем о самых популярных из сплетен.
Миф первый.
Метрополитен в Днепропетровске (Днепре) был заветной мечтой генерального секретаря ЦК Компартии Советского Союза Леонида Брежнева.
На самом деле. Хотя Леонид Брежнев до того, как взойти к вершинам власти, некоторое время был первым секретарем Днепропетровского областного комитета ВКП(б), его малой родиной было село Каменское (после – Днепродзержинск, ныне – город Каменское). Именно к этому населенному пункту он испытывал особо теплые чувства. Тем временем долгие десятилетия Днепропетровск был закрытым городом. Из-за разработки и создания стратегических ракетных комплексов в КБ «Южное» и на Южмаше, информацию о городе пытались максимально засекретить. Но к середине 1970-х годов город стал миллионником по количеству населения. По негласной советской традиции город с миллионным населением должен был иметь собственный метрополитен. Однако в руководстве СССР даже такую мелочь, как население города, не желали придавать огласке. Лишь благодаря настойчивым просьбам горожан и близкой дружбе с Брежневым первого секретаря ЦК Компартии Украины Владимира Щербицкого (также выходца из Днепропетровской области), который лоббировал строительство метро, вопрос удалось сдвинуть с мертвой точки.
Миф второй.
Днепропетровский метрополитен смогли достроить после возвращения днепропетровцев во власть.
На самом деле. Действительно, после смерти Леонида Брежнева уроженцев Днепропетровской области старались отстранить от «большой власти». Однако, в 1994 году, уже в независимой Украине, президентом избирают Леонида Кучму. Второй президент Украины получил высшее образование, а после долгие годы работал в Днепропетровске (Днепре). Хотя сам был выходцем из Черниговской области. В то же время вопрос метрополитена его особо не интересовал. Продвигал идею о необходимости запуска подземки тогдашний руководитель Днепропетровского областного совета Павел Лазаренко. Именно ему удалось «выбить» почти 2 триллиона карбованцев на достройку нескольких станций. При этом в центральных органах власти он тогда не работал. В конце декабря 1995 года шесть станций метрополитена – Коммунаровскую (ныне – Покровская), Проспект Свободы, Заводскую, Металлургов, Метростроителей и Вокзальную, удалось открыть. И запустить подвижной состав. Леонид Кучма особо не помогал, но и не мешал запуску метрополитена. Реально же в «большую власть» днепропетровцы ворвались лишь в следующем – 1996 году. После были коррупционные скандалы, отставка Лазаренко, американские суды. Но это уже другая история.
Миф третий.
Метро достроят в 2020 году.
На самом деле. В конце июля 2016 года руководство мэрии Днепра заключило с турецкой компанией Limak договор на достройку трех станций метрополитена – Театральной, Центральной и Музейной. На совместном брифинге было заявлено, что строительство проведут за 4 года. Курьез в том, что в конце июля 2012 года, ровно за 4 года до этого события, тогдашние руководители области и города также заключали договор с кредиторами из Европейского банка реконструкции и развития. Планировали, что несколько станций метро построят… за 4 года. Но этого не случилось.
Теперь же, собственно, о мифе. На самом деле вопрос о достройке подземки не стоит. В случае успешной реализации проекта, как уже отмечалось, построят лишь три станции, которые ведут из одного спального района города в центр и обратно. В то же время, изначальный план заключался в том, чтобы запустить, помимо 9 указанных станций, еще одну вглубь спального района Парус и построить вторую ветку метро, которая бы соединяла левый и правый берега Днепра. Однако сейчас вопрос о полной достройке метрополитена никто не поднимает. Остается лишь надеяться, что заявленные планы будут реализованы. Ведь, судя по пассивной работе в надземной части, строить метрополитен будут еще долго.
Читайте также: Один из старейших храмов Днепра: история и современность
Андрей Никитин