Сергей Рыженко: "За спасение каждой жизни мы, врачи, благодарим Господа"
С первых дней начала боевых действий на востоке Украины они открыли свой, медицинский, фронт в тылу. Они ежедневно спасали десятки жизней солдат, которые пошли защищать суверенитет и независимость Украины. Случалось - сутками не выходили из операционных, потому что новых раненых все везли и везли. И это были самые тяжелые раненые. Которых спас только Господь и мастерство врачей.
Журналист сайта 056.ua встретился с руководителем медицинского учреждения, которое одним из первых стало принимать пострадавших в зоне АТО, главным врачом Днепропетровской областной клинической больницы имени Мечникова Сергеем Рыженко.
- Сергей Анатольевич, медики по роду своей деятельности сталкиваются с самыми разными случаями. И все равно - я уверен - невозможно привыкнуть к боли, отчаянию, трагедии. За те неполные два года, что в Украине идут боевые действия, что Вас больше всего потрясло, взволновало, удивило?
- Потрясает каждый раз момент борьбы жизни и смерти. Когда, казалось бы, нет никаких шансов, а организм борется. Разумом это непостижимо. Это на уровне откровения. Божественный промысел. Не иначе.
Безусловно, никогда нельзя привыкнуть к человеческому горю. К той гнетущей атмосфере, когда родные все еще надеются на спасение своего близкого человека. И, увы, когда его теряют...
- Насколько мне известно, потери среди бойцов, поступивших в больницу им. Мечникова - минимальны. На Ваш взгляд, чья это заслуга?
- Мы, медики, всегда говорим, что делаем для спасения человека все от нас зависящее. Но не все зависит от нас. За каждую спасенную жизнь мы благодарим Спасителя. Именно Он решает, кому и сколько отпущено. Именно по этой причине мы поддерживаем организм тяжелого пациента системами жизнеобеспечения ровно столько, сколько ему отмеряет Господь.
- И тем не менее, скольких спасти не удалось?
- Давайте проанализируем: самых тяжелых, практически безнадежных, за этот период к нам поступило 1800 человек. Тяжелых, но не с такими тотальными ранениями и повреждениями органов - около 2000. В 2004 году спасено порядка 97% раненых. В 2015 году - около 94%. Снижение произошло из-за того, что к нам везли практически живые трупы. Практически у всех - политравмы, повреждения, несовместимые с жизнью. Тем не менее, вытягивали и таких.
Наши зарубежные коллеги, в том числе врачи из Израиля порой удивлялись тем результатам по спасению украинских ребят, которые они видели у нас. Да и мы сами порой понимаем, что, если бы человек получил такие травмы в мирное время в обычных условиях, вряд ли выжил бы. А наши солдаты выживают.
- Задам Вам очень циничный вопрос: оправдывает ли происходившее и происходящее до сих пор на востоке Украины то, что врачи больницы имени Мечникова, других лечебных учреждений получили бесценный опыт спасения раненых с поля боя, раненых с такими травмами, о которых раньше и читать не приходилось?
- Ни одну войну оправдать нельзя ничем. Потому что война - это всегда потерянные жизни, искалеченные судьбы. Но с другой стороны, как говорил один из известных докторов, настоящий врач рождается на войне.
До событий в АТО наши медики никогда не сталкивались с таким характером ранений и повреждений, с которыми пришлось столкнуться, начиная с мая 2014 года. Некоторые из тех, кто оперировал бойцов здесь, в Днепропетровске, вместо того, чтобы отдохнуть и набраться сил, уезжали спасать украинских парней на передовую.
Понимая, что там не хватает порой элементарных знаний о том, как оказывать первую доврачебную и первую медицинскую помощь.
А вообще наши медики, спасавшие украинских солдат, приобрели колоссальный опыт. Увы, он дался нам ценой крови, а порой и жизни ребят. Но знания, полученные при реанимации и лечении тяжелораненых помогут спасти еще ни одну жизнь. Даже, если надежды на спасение не будет.
- Насколько сегодня актуальна тема вертолетной площадки поблизости или на территории больницы Мечникова? Помнится, некоторое время назад эта тема была в числе топовых. Но потом как-то сошла на нет.
- Для таких крупных медицинских центров, как больница Мечникова, вертолетная площадка крайне необходима. И не только для оперативной доставки в медучреждение раненых из зоны АТО. Если снова на полную заработает санавиация, мы сможем спасать больше людей, пострадавших в мирное время в обычных условиях. Например, оперативность при доставке в медучреждение пострадавших в ДТП играет очень большое, порой критическое значение. Чем быстрее такого больного привезут в больницу, тем выше шансы спасти ему жизнь. Потому что при серьезных ДТП, к сожалению, очень часто сильно повреждаются внутренние органы, случаются внутренние кровотечения, которые невозможно диагностировать в полевых условиях.
Кроме того, если заработает санавиация, наши медики смогут очень быстро попадать в любую точку нашей области и оказывать там высококвалифицированную помощь тяжелым больным.
- В самые тяжелые периоды на фронте в больнице Мечникова, мы с Вами помним, не иссякал поток волонтеров, благотворителей, доноров, которые существенно помогали тогда спасать ребят.
- Без волонтерской помощи, наверное, мы и не смогли бы спасти стольких пострадавших. Плюс надо отдать должное областным властям, которые обеспечили раненых всем необходимым. Но медикаменты, антибиотики, перевязочные материалы уходили очень быстро. И тут на помощь приходили меценаты, волонтеры, которые оперативно докупали необходимые препараты.
- Как сейчас финансируется больница?
- Есть понимание того, что зарплата врачей, медсестер должна быть адекватной. Пока, к сожалению, она оставляет желать лучшего. Но я надеюсь, что при поддержке областных властей нам удастся ввести муниципальные надбавки медицинским работникам. Чтобы они видели и понимали - их труд ценится.
- К сожалению, низкие зарплаты в любой сфере порождают коррупцию. Как, кстати, со взятками в больнице имени Мечникова?
- Давайте говорить прямо и начистоту: факты прямого вымогательства врачом у пациента оплаты за какие-либо услуги мы пресекаем. Но, если пациент в знак благодарности за успешно проведенную операцию принес доктору коробку конфет или бутылку вина, можно ли считать это взяткой и наказывать врача?
Когда медицина на государственном уровне станет приоритетом и лечебные учреждения будут финансироваться должным образом, только тогда мы сможем побороть бытовую коррупцию.
- А каким Вы видите будущее больницы Мечникова, у которой более чем двухвековая история?
- Днепропетровская областная клиническая больница имени Ильи Мечникова должна стать центром инноваций в медицине. Здесь должно быть сосредоточено самое современное оборудование для диагностики и лечения любых болезней. И за счет применения инновационного оборудования и методик лечения время пребывания пациента в стационаре должно сокращаться. В больнице такого уровня, как больница Мечникова, пациент должен получить ровно тот объем медицинской помощи, которую он не сможет получить в больнице или поликлинике по месту жительства. А вот долечиваться можно и нужно под наблюдением врачей на местах.