Вдова скульптора, создавшего памятник Петровскому Мария Чеканева: "Бороться нужно не с памятниками, а с людьми, творящими беззаконие" (ФОТО)
О том, как в Днепропетровске свергали со своего постамента памятник коммунистическому деятелю, одному из "отцов" Голодомора в Украине Григорию Петровскому, написано уже немало. Те, кто не пришел 29 января на Привокзальную площадь, могли увидеть снос монумента на видео. Но среди днепропетровцев осталось не так уже и много тех, кто присутствовал на открытии памятника.
Журналист 056.ua встретился с женщиной, которая была музой и помощницей скульптора, который увековечил в бронзе всеукраинского старосту. Мария и Константин Чеканевы познакомились в Днепропетровске, где Мария училась на третьем курсе художественного училища. А Константина прислали сюда после института преподавать.
- Поначалу я даже и не обратила на него внимание. А вот он как-то выделил меня среди других студенток. Потом и я, по совету друзей, стала к нему присматриваться. У него были колючие, пронзительные голубые глаза. И удивительное чувство юмора. Это и подкупило. Когда я была на пятом курсе, мы поженились. Так получилось, что нам сразу же дали квартиру на пр. Гагарина. В ней мы прожили 11 лет, замерзая там в буквальном смысле, каждую зиму. Что-то там было не так с отоплением. А коммунальщики не торопились чинить. Зато, когда Косте за работу над памятником Петровскому дали четырехкомнатную квартиру в самом центре Днепропетровска, там уже и отогрелись.
- Раз уж мы заговорили о памятнике, который недавно свергли с постамента, расскажите, пожалуйста, как шла работа над ним?
- Работалось очень непросто. Поджимали сроки - памятник надо было сдать к майским праздникам 1976 года. А с момента утверждения проекта в Киеве до сдачи оставался год. Работал Костя как проклятый. Сутками не выходил из Брянской церкви (сейчас Днепропетровский дом органной и камерной музыки. - Ред.), где вместе со сварщиком Виктором Карнаухом возводил каркас будущего памятника, а потом переводил в размер макет. Очень тяжелая работа. Сколько надо было знать, уметь, чтобы так точно, так выверенно сделать фигуру человека в таком масштабе. Но мой Костя многое умел: он и сварщикам объяснял, как надо работать. А я потом глаза ему лечила - последствия сварки. И в литье разбирался.
п12
Разве цивилизованно вот так крушить то, что не нравится? Я этого не понимаю. Как не понимаю и тех, кто это делает
А на работе горел - настолько был увлечен проектом. При этом был щедрым и в творческом, и в бытовом плане человеком. Запросто мог подарить идею своему коллеге по цеху. Если спрашивали совета, всегда подсказывал, помогал. Да и коллеги никогда не отказывали мужу в помощи. Например, в работе над "Петровским" Косте помогал Владимир Небоженко.
- Мария Осиповна, а почему именно Петровский?
- Думаю, мужу чем-то был симпатичен этот исторический персонаж. Безусловно, многого мы тогда не знали о деятельности Петровского. Но и сегодня, если вам чем-то не нравится Петровский, Ленин или Сталин, то судите Систему, судите этих персонажей. Но, зачем же уничтожать памятники? Ведь кто-то вложил в них свой труд, свои знания, свой опыт и душу. Разве цивилизованно вот так крушить то, что не нравится? Я этого не понимаю. Как не понимаю и тех, кто это делает. А чем они отличаются от тех, кто в 1917 году крушил памятники царям и взрывал храмы?
п10
- А правда, что, когда Константина Ивановича пригласили, как автора, на открытие памятника, ему не было в чем идти туда?
- Чистая правда. Помню, сидела с нитками и иголками, пытаясь привести хоть в какой-то порядок пиджак Костин. А тут позвонили из Кировского райкома, приехали за ним, отвезли в магазин и одели там в обновки с ног до головы: ботинки, костюм, две сорочки, галстук, плащ и даже шляпа. На открытии памятника муж был как новый гривенник.
п2
- Мария Осиповна, а бывало такое, что ваш муж отказывался от работы?
- Бывало. Но не потому, что ему было неинтересно или неприятно. А лишь для того, чтобы уступить "денежную" работу кому-то из коллег. А сам брался за не столь престижный и доходный заказ. Отсутствия работы у мужа не было. Но не всегда, к сожалению, за работы платили. К примеру, за монумент скорбящей студентке, который находится в парке Шевченко, возле Дворца студентов, Косте не заплатили.
- А каким Константин Иванович был в быту?
- Характер у него был взрывной - если дело касалось какой-то несправедливости. Но он был очень увлеченным человеком, любил юмор. У него был педагогический талант. А это немногим дается. К примеру нашей дочери Александре, которая пошла по нашим стопам, так объяснил, как надо фигуры ставить на плоскость, что она без труда и усилий в этом разобралась и прекрасно с этим справлялась. С дочкой у них вообще были особые отношения. Они любили друг друга, свободное время проводили вместе.
п5
п4
п7
п3