Хрупкий мир после Минска-2 не продлился и дня. Вся минувшая неделя была отмечена чередой потерь для Украины. И территориальных, и моральных и что самое страшное – человеческих. Украина утратила Дебальцево, Чернухино, обострилась ситуация под Мариуполем, наполовину сдали Широкино и все это на фоне постоянных сообщений разведки о перебрасываемой через российскую границу технике и кадровых военных-отпускниках.
Тонкая нить, на которой держались мир и украинское терпение, все-таки порвалась. Украина обратилась в международные институты с просьбой ввести в страну голубые каски.
Сегодня и на Донбассе, и в Киеве понимают, что другого пути, как силового, для остановки агрессии уже не существует.
Минские договоренности есть – а мира нет. Есть решение менять пленных всех на всех, а боевики говорят «мы передумали, меняться будем, но не на всех». Есть требование к России перевозить гуманитарные грузы строго в соответствии с международным правом, а они как отправляли, так и продолжают отправлять свои конвои без всякого досмотра грузов украинской стороной. Есть решение о безоговорочном прекращении огня, а боевики все стреляют и стреляют, убивая украинских мирных граждан и военных. Есть заявления о намерениях отводить тяжелое вооружение, но есть реальные данные разведки и ОБСЕ о новых колоннах танков в Новоазовске и установок «Град» под Широкино.
О чем это все говорит? Мир невозможен, когда одна сторона играет по правилам, а для другой не существует вообще никаких правил. Если эту игру продолжать бесконечно долго, одной потерей Дебальцево не обойдется.
Не надо быть экспертом, чтобы оценить то, что сегодня происходит на оккупированных территориях, и дать свой прогноз вероятному развитию событий.
Представьте себе человека с автоматом. Ему дали оружие, научили убивать и отжимать. А сегодня говорят: перестань стрелять, у нас мир. И что этому человеку делать? Ведь, повторим, у него есть автомат и больше ничего. Он ничего не умеет, не знает, не хочет, а потому будет делать все, чтобы война продолжалась бесконечно долго, ведь там, где мир – ему нет места. Да еще и посадить могут. Вот сейчас на Донбассе десятки тысяч таких людей с ружьем сидят и думают, да на черта нам это перемирие, нам и так неплохо.
Есть только две причины, по которым они могут прекратить стрелять: если у них закончатся патроны (для этого надо перекрывать кордон), либо если найдется другой автомат, помощнее, да в умелых руках, который сможет заставить силой замолчать оружие. И не только оружие, но и кремлевского безумца, заинтересованного в том, чтобы мира на Донбассе не было никогда. Путин, делающий ставку на силу, понимает исключительно язык силы.
Возможно, если этот, условно говоря, более мощный автомат появится в руках миротворцев, кровопролития удастся избежать. Ну а если привлечь в Украину полицию ООН не получится, Украине придется тянуть и дальше волынку с «минским перемирием», пытаясь выиграть время для переоснащения своей армии, чтобы суметь в дальнейшем на равных принять неизбежный бой.
Есть, наверное, и мирный сценарий. Например, если предположить, что Европа таки включит новые санкции. И уже не против Кобзона и Мотороллы, а, например, отключит SWIFT и постарается тем самым ускорить смерть российской экономики, лишив Россию возможности финансировать войну. Но минувшие 7 дней пока не дали оснований говорить о том, что вероятность новых экономических ударов по Путину рассматривается в разрезе реального времени.
И о Майдане. На минувшей неделе Украина поминала Героев Небесной Сотни. В период с 18 по 20 февраля более ста человек были убиты. Число раненых в те кровавые дни исчислялось сотнями. Безоружные люди (а среди погибших не было ни воинственного Правого сектора, ни свободовцев) – студенты, селяне, врачи, шахтеры, преподаватели вузов – осознанно шли на пули, понимая, что за ними – страна, ее будущее, ее выбор. Их убивали, а они продолжали идти вперед…
В эти дни практически во всех городах Украины прошли памятные акции. Люди вспоминали Героев, устанавливали им памятники, скорбели.
Вспоминали Небесную Сотню и на Донбассе.
Можно ли сейчас говорить, что и сюда пришло осознание того, за что стоял Майдан и за что погибли люди?
Ответ однозначный: нет. У жителей Донецкой и Луганской областей украли их Майдан. Дезинформация, очернение и идей, и людей, отстаивающих свои гражданские права, сделали события осени-зимы 2014-го для большинства жителей востока Украины не только непонятными, но и чуждыми, пугающими.
Их «антимайданы» на Донбассе стали своеобразной компенсацией украденного у них партией регионов права на протест. Людей обманули, забыли сказать, что они здесь, на востоке, хотят того же, что и их сограждане в Киеве. Хотят власти без олигархов и коррупции, хотят честных судов, большой пенсии и чтобы страну, наконец-то, прекратили разворовывать. Ведь если исключить из прейскуранта требований «антимайданов» призывы к Путину и России, то на своих митингах в Мариуполе и Донецке, Луганске и Славянске люди хотели того же, что и в столице. К сожалению, им не дали этого понять. Нет понимания и сейчас. А без понимания не может быть и умиротворения.
И чтобы остановить войну, которая идет не только на фронтах, но и в наших головах, нам всем предстоит пройти еще долгий путь – путь к пониманию друг друга.
Таковы главные итоги минувшей недели. Невеселые итоги.
Анна Романенко