Ранее флотилия была настоящей жемчуженной города, которая располагалось в центре Днепра. После своего переезда о ней стали забывать. Хоть, по убеждениям чиновников, ее новое месторасположение более удачное для детей. Ведь от Дворца молодежи и юношества, бывший Дворец пионеров на Набережной Победы, 5 напрямую есть выход к воде. Морякам же не суша нужна, а вода. А здание в центре Днепра на улице Московской (В. Мономаха), 17 подходит больше чиновникам. Для их удобства и деньги на капремонт нашли. Редакция 056 решила вспомнить историю здания и отрасли в целом.
Идея создания Днепропетровской флотилии юных моряков и речников возникла у отставного офицера ВМФ, Владимира Днепровского. Он после демобилизации вернулся в Днепропетровск и вместе с зампредом Кировского райсовета — тоже моряком, североморцем, приступили к реализации идеи.
Горисполком одобрил предложение и выделил здание на Московской, со штатом семь человек и буксир «Храбрый». Рекламы по телевизору в те годы не было, Днепровский сам ходил по школам и агитировал ребятишек. Так набрали первый курс учащихся в 1965 году.
Заручившись поддержкой и письмом горисполкома, создатели флотилии отправились к командующему Черноморским флотом. Тот радужно встретил гостей и дал команду выделить детской флотилии списанный малый противолодочный корабль, который военные моряки пригнали в Днепропетровск, и оборудование для учебных классов. Корабль во флотилии окрестили «Комсомольской правдой».
Новость о созданной флотилии распространилась по городу очень быстро. Гороно выделило средства, и в короткие сроки была сшита ребятишкам морская форма. Даже в дни когда во флотилии не было занятий дети по городу ходили в тельняшках. В троллейбусах и автобусах постоянно мелькали бескозырки с ленточками.Как-то в город должен был приехать Брежнев. И тогдашний первый секретарь Днепропетровского обкома Алексей Ватченко захотел чем-то удивить генсека.
Тогда-то и задумали облачить курсантов в военно-морскую форму и научить прилично маршировать — как в Нахимовском училище. Учебный корабль с выстроенными на палубе юными моряками хотели по-взрослому задействовать в траурной церемонии спуска на воду венков в память о погибших.
Мало сказать, что задумка удалась. Благодаря наблюдавшему за всем этим и расчувствовавшемуся Брежневу идея получила всесоюзную огласку и была рекомендована к повсеместному применению.
На первом курсе преподавались лишь общеобразовательные дисциплины морского направления: устройство корабля, история флота, вязание морских узлов, семафорная азбука и др. Даже был кружок судомоделизма. Занятия проводились три раза в неделю по два часа утром или вечером.
В конце каждого полугодия сдавались зачеты или экзамены, по итогам которых и отбирались кандидаты на прохождение летней корабельной практики. Троечники, прогульщики, злостные нарушители дисциплины не допускались к практике.Для штрафников был стоящий на косе жилмассива «Красный Камень» дореволюционный колесно-лопастный теплоход, переоборудованный под плавбазу, а попросту — специализированный пионерлагерь. Там-то, на берегу, первокурсники и нерадивые субчики постигали не усвоенные зимой навыки моряцкого ремесла.
Примерно сотня счастливчиков, уплатив 17 советских рублей за торжественно выданную путевку на одну из трех партий на 24-дневный учебно-тренировочный поход по маршруту Днепропетровск — Киев — Днепропетровск — Николаев — Очаков — Одесса — Днепропетровск, с нетерпением ожидала распределения по кораблям.
Безусловно, самым престижным из них считался МПК «Комсомольская правда». «Охотник», как называли на флоте боевой корабль такого класса, действительно впечатлял и приводил в трепетное восхищение своими габаритами, величественно обтекающим корпусом и техническими показателями буквально всех, где ни появлялся этот красавец.
Дабы не оказаться перевернутыми метровой волной из-под винтов, его силуэт, показавшийся на водной глади, вынуждал сматывать удочки и убираться подальше не только лодки, но и суда посерьезнее.
Естественно, на борту каждого обязательно присутствовали взрослые. От опытнейших капитанов, механиков, штурманов до высококлассных электриков, радистов, врачей и поваров.
Как на флоте, каждую боевую часть возглавлял офицер-наставник, в подчинении которого находился курсантский расчет, способный круглосуточно нести вахту на вверенных ему механизмах и оборудовании.
Судоводители — за штурвалом в ходовой рубке или в составе швартовой команды у боцмана, механики — за рычагами управления и обслуживанием дизелей в машинном отделении, электрики — у электрощитов, радисты — в радиорубке, кок и дежурные по камбузу готовили еду и мыли посуду.
Красный диплом выпускника давал уникальную для днепропетровских мальчишек возможность поступления в любое военно-морское или училище гражданского флота без конкурса.
На девочек (их насчитывалось немного) это также распространялось, но они, как правило, рвались в Николаевский кораблестроительный институт.
Днепровская флотилия полвека размещалась в историческом здании на улице Московской (В. Мономаха), 17. Но два года назад будущие капитаны и их преподаватели были отселены во Дворец молодежи и юношества, бывший Дворец пионеров на Набережной Победы, 5.
По словам директора флотилии, этим переездом, они только выиграли. Юлия Андреевна заверяет, что рядом с флотилией водная база, на которую раньше детей везли через полгорода. Есть просторная территория рядом со Дворцом, где проходят занятия по строевой и прочим дисциплинам. Также по ее словам, ранее дети в старом помещении не помещались в учебных классах, а в новом 11 классов и огромная аудитория.
Единственное что теперь отличает от минувшей славы флотилии — это отсутствие настоящего корабля. Когда-то в пользовании юных моряков Днепропетровска было два корабля. Но один давно проржавел и его порезали на металл. Второй – стоит на якоре. Как отмечают некоторые днепряне, этот заржавевший корабль — символ отношения к подрастающему поколению.
По материалам Евгения Евтушенко (газета «Заря»)и Константина Шруба сайт (gorod.dp ua)