Семь лет назад необъявленная гибридная война России против Украины — первой стадией которой была оккупация Крыма — стала явной не только для украинцев, но и для всего мира.
В этот день, 1 марта, Совет Безопасности России дал право президенту Владимиру Путину на использование Вооруженных сил РФ на территории Украины. Однако де-факто оккупация Крыма российскими войсками началась еще раньше в первой декаде февраля. Напомним, что на российских медалях «За возвращение Крыма», учрежденных министерством обороны России, выбита дата 20 февраля.
В этот день, когда беглый президент Украины Виктор Янукович еще находился в Киеве, в Крыму российский спецназ уже начал захват важнейших военных и административных объектов на территории крымской автономии. Сам Путин спустя год после крымских событий, в марте 2015 года, в интервью для фильма «Крым. Путь на Родину» на телеканале «Россия» сделал фактически «явку с повинной», когда признал, что именно он еще в феврале дал команду на проведение операции по захвату Крыма.
23 февраля в Севастополе толпа провозглашает российского предпринимателя Алексея Чалого так называемым «народным мэром».
Проукраинский митинг в Симферополе 26 февраля 2014 года
26 февраля в Симферополе состоялся организованный Меджлисом крымско-татарского народа массовый митинг под зданием крымского парламента против попыток отделить Крым от Украины. Им противостояли немногочисленные сторонники пророссийского движения «Русское единство» Сергея Аксенова.
Стало ясно, что еще немного, и проукраинские силы смогут взять под свой контроль и охрану Верховный Совет Крыма, что сделает невозможными реализовать попытки легитимизировать захват местных органов власти. И именно поэтому на следующий день Россия начала открытую вооруженную агрессию. 27 февраля в 4:30 утра вооруженный российский спецназ, одетый в форму без опознавательных знаков захватил здания Совета министров и Верховного совета Крыма, над которыми были водружены российские флаги.
На незаконной сессии «премьер-министром» Крыма под прямым силовым давлением оккупантов был назначен главарь движения «Русское единство» Сергей Аксенов. После этого российский спецназ начал блокировать украинские военные части, аэропорты, казармы и порты. Позже Путин признал активное участие российских военных в оккупации Крыма. «Это факт, мы никогда его не скрывали. Наши вооруженные силы, прямо скажем, блокировали вооруженные силы Украины, расквартированные в Крыму», - заявил Путин. Все годы аннексии в Крыму жестоко подавляли любые формы сопротивления российской оккупации. Особенным преследованием подвергается 300-тысячная община крымских татар.
Сотни крымско-татарских активистов сегодня находятся в российских тюрьмах — некоторые из них были подвергнуты пыткам и даже убиты. Так называемый «референдум», незаконно проведенный российскими оккупантами 16 марта 2014 года, был жалкой попыткой легализовать грубую аннексию Крыма. 18 марта 2014 года, с нарушением не только всех норм международного права, но также и действующей российской конституции, в Кремле Путин и крымские коллаборанты Аксенов, Константинов и Чалый подписали соглашение о вхождении Крыма и Севастополя в состав России в качестве двух отдельных субъектов. В этот же день при штурме украинского картографического центра в Симферополе российские спецназовцы убили прапорщика ВСУ Сергея Кокурина.
Сергей Кокурин - первый украинский воин, павший от рук российских военных в 2014-ом
В итоге верные воинской присяге подразделения ВСУ покинули Крым. Часть военных и силовиков (в основном из числа местных жителей) перешла на сторону оккупантов. За семь лет российской оккупации позиция мирового сообщества, подкрепленная многочисленными резолюциями ООН, нисколько не изменилась. Крым признан оккупированной РФ территорией Украины. И нет сомнений, что рано или поздно, но на всем крымском полуострове обязательно будет в полной мере восстановлен украинский суверенитет.
Уже в марте, когда произошла аннексия Крыма, спецслужбы России создали условия для дестабилизации ситуации в приграничных областях Украины. В первую очередь, в Харькове и на Донбассе. Паралич местных органов власти и силовых структур создали благоприятные условия для захвата административных зданий и управлений главных силовых структур в Донецке и Луганске. Характерно, что руководили российскими «туристами», которые в массовом порядке были завезены в города Донбасса, а затем использованы для захвата зданий ОГА, управлений СБУ и МВД — уже проверенная в Крыму российская агентура.
Игорь Гиркин во время захвата Крыма в марте 2014 года
«Герой» «русский весны» в Крыму, полковник ФСБ Игорь Гиркин (Стрелков) прибыл с вооруженным отрядом российских спецназовцев и захватил город Славянск именно из Крыма. Также в Крыму в первый раз проявил себя позже переброшенный в Харьков, а затем также в Славянск организатор бандформирования «Спарта» Арсен Павлов (Моторола). Быстрое развитие новый фазы российской гибридной войны на Донбассе стало возможным после завершения оккупации Крыма.
С другой стороны, отсутствие военных баз в России на материковой Украине не позволила Кремлю сразу использовать под видом «вежливых людей» достаточно большие подразделения российской армии и спецназа. Практически открытое вторжение российских военных началось уже в июле-августе, когда смыкалось кольцо украинской армии вокруг Донецка и формирования боевиков ОРДЛО оказались под угрозой полного разгрома.
По данным ООН, общее число жертв российской агрессии на Донбассе уже превышает 40 тысяч человек.