Поздно вечером 29 мая в украинских СМИ появилась шокирующая новость – в Киеве убит журналист Аркадий Бабченко, который известен своей критикой российской власти. На событие практически моментально отреагировала, как украинская общественность, так и международное сообщество. Последнее традиционно выступило с призывами объективно расследовать преступление. Но приблизительно в то же время, когда в Днепре состоялась мини-акция памяти – на центральной площади появился портрет Бабченко с цветами, в Киеве проходил брифинг руководства СБУ и ГПУ, посвященный резонансному событию. Внезапно там появился и сам Аркадий Бабченко. Такое развитие событий для всех стало еще большим шоком, чем само сообщение об убийстве.
Информационное «убийство» Бабченко: что это было и кому это выгодно
Как «воскрес» Бабченко
На том же брифинге глава СБУ Василий Грицак и генпрокурор Юрий Луценко заявили, что «убийство» Бабченко – спецоперация, а благодаря инсценировке им удалось предотвратить преступление, задержать организатора покушения на журналиста и выяснить, что заказчик убийства из России.
И таким образом власть в лице силовиков провела блестящую спецоперацию. Точнее блестящей была ее информационная составляющая. На протяжении более чем суток никто даже и не усомнился в том, что Бабченко уже нет в живых. Ключевую роль в проведении такой операции, конечно же, сыграли средства массовой информации. Благодаря скоординированной подаче информации о смерти журналиста из разных источников удалось достичь желаемого эффекта.
Как утверждают представители правоохранительных органов, «убийство» Бабченко было нужно для того, чтобы зафиксировать и задокументировать отчет о проделанной «работе» организатора перед заказчиком покушения, который находится в России. Также правоохранители сообщили, что исполнитель, который реально должен был стрелять, сотрудничал со следствием, и будет проходить по делу как свидетель.
На первый взгляд версия достаточно правдоподобна. Если же реально удалось задержать организатора покушения, то инсценировка вполне может быть оправдана и эту спецоперацию однозначно можно записать власти «в плюс». Но если же эта вся история разыграна только ради информационного шума, то после непродолжительного позитивного эффекта, власть может проиграть в долгосрочной перспективе.
В любом случае, даже не смотря на реальную составляющую этой истории, власть попыталась и, скорее всего, будет пытаться дальше использовать дело Бабченко в своих политических интересах.
«Убийство» Бабченко как инструмент гибридной войны
Важную роль история с Бабченко сыграла в контексте противостояния Украины и России. «Убийство» Бабченко моментально получило реакцию в международных СМИ и международных организациях. Таким нехитрым способом власти удалось привлечь внимание международного сообщества к личности Бабченко, который известен тем, что открыто и не боясь, критиковал власть в России, за что и был вынужден выехать в Чехию, а затем обосновался в Украине. Таким образом, российская власть еще раз была выставлена перед международным сообществом в негативном свете.
Стоит также отметить, что об «убийстве» Бабченко, как о свершившемся факте, говорили на Совете безопасности ООН. Так, во время заседания СБ российский постоянный представитель Василий Небензя попытался возложить ответственность за убийство на Украину, а глава МИД Украины Павел Климкин ответил, что нужно дождаться результатов расследования. Таким образом, Россия продемонстрировала, что не пренебрегает любыми возможностями дискредитировать Украину.
Также благодаря информационной операции Украине удалось выставить государственные органы России непрофессиональными и в некоторой мере смешными. Так, Следственный комитет России поспешил возбудить уголовное дело по факту убийства Бабченко, указав при этом, что «Следственный комитет не намерен оставлять без внимания жестокие преступления в отношении граждан России». То есть, российские правоохранители действовали по непроверенной информации.
Нужно понимать, что проведение операции с Бабченко повышает ставки в гибридной войне Украины и России. Жизнь журналиста теперь стала еще ценнее. Если же кто-то все-таки реально попытается убить Бабченко в будущем, то реализация таких планов нанесет непоправимого ущерба имиджу, как власти, так и Украины в целом. Поэтому, должны быть выполнены все необходимые меры предосторожности для того, чтобы Бабченко находился в безопасности.
«Операция Бабченко» как информационная манипуляция
Не менее важную роль ситуация с Бабченко сыграла и во внутренней политике. Известно, что в Украине за последние годы случилось несколько резонансных убийств, среди которых можно выделить убийство Павла Шеремета, Дениса Вороненкова, Олеся Бузины. Как и в случае с реальными убийствами, в этот раз, когда появилась информация об убийстве Бабченко, ряд политиков и общественных деятелей обрушились с критикой на действующую власть, возлагая на нее ответственность за убийство. Но когда выяснилось, что Бабченко жив, то ситуация повернулась другой стороной. Так, одни махом власти удалось показать обществу, что есть оппозиционные силы, которые будут критиковать власть по поводу и без повода. То есть их цель - не быть объективными, а получить бразды правления любой ценой. А значит, и прислушиваться к ним особо и не надо.
Используя такие методы в политической борьбе, правительство демонстрирует, что умело использует достаточно тонкие технологии для удержания власти и управления государством. Так, интересным способом была выстроенная символическая составляющая инсценировки. В тот же день, когда Бабченко якобы убили, он разместил пост, в котором написал о том, что четыре года назад лишь по случайности не полетел в вертолете с генералом Кульчицким, который, как известно, разбился на Донбассе. Такой символизм сразу же был подхвачен СМИ и еще больше придал трагизма ситуации.
Теперь для всего общества стало явным, что власть владеет колоссальными возможностями конструирования виртуальной реальности и это в сочетании с успешной координацией государственных органов, выдачей нужной информации и соответствующим поведением отдельных чиновников становится мощным ресурсом, которому мало кто в стране может что-то противопоставить на данный момент.
Информационная манипуляция, которая стала основой инсценировки с Бабченко, может оказать и негативный эффект, если расследование покушения не будет доведено до логического завершения. Поскольку неправдивая информация, которую выдавали правоохранители, в будущем может откликнуться подрывом доверия. Причем недоверие возрастет, как по отношению к СМИ, так и по отношению к спецслужбам и к власти в целом.
Урок критического мышления
На данный момент уже названо имя предполагаемого организатора покушения: следствие обвиняет Бориса Германа. Шевченковский райсуд Киева избрал ему меру пресечения в виде содержания под стражей. Сам Герман заявляет, что также сотрудничал с украинскими спецслужбами и знал об инсценировке убийства. Похоже на то, что дальнейшее расследование и судебный процесс будут проходить крайне сложно. Но в любом случае в этом деле должна быть поставлена точка.
Как бы не складывалось дальнейшее расследование, однозначно можно утверждать, что благодаря операции с Бабченко власть успешно решает свои оперативные задачи. Инсценировка убийства стала еще одним инструментом в гибридной войне с Россией и умело была использована для политической борьбы с оппозицией. Не стоит также забывать и то, что в Украине уже фактически стартовала предвыборная кампания. Поэтому власти крайне важно демонстрировать обществу успехи своей деятельности для того, чтобы было с чем идти на выборы. И «воскрешение» Бабченко будет подано властью как очередной успех.
Однозначный вывод, который можно сделать по результатам этой истории, что украинские спецслужбы преподнесли обществу очень важный урок критического мышления.
Дмитрий Маркияненко
Читайте также: "Война - это шок", - заведующий отделением хирургии в Мечникова Виталий Пелех, - ИНТЕРВЬЮ