За более чем двухсотлетнюю историю Екатеринослава-Днепропетровска-Днепра Иван Куличенко дольше, чем кто бы то ни было, руководил городом. Пятнадцать лет. В 2000-м его назначили, в 2002-м его избрали, в 2015 году Куличенко ушел трудиться в Верховную Раду.
Сайт 056.ua встретился с Иваном Куличенко на улице Мечникова в Днепре. Из окна его офиса открывается вид на здание горсовета. Куличенко утверждает, что он – днепрянин. И печерские холмы для него – очередной этап в жизни. И о городе он не забыл.
-Иван Иванович, начнем с конца. Вы большую часть своей профессиональной жизни работали в исполнительных органах власти. Сейчас Вы в законодательном органе власти, где собираются, как бы это помягче сказать, идеологи, а не практики. Как Вам работается в новом амплуа?
- Скажу так: мне там непросто. Даже не комфортно. Многие процессы, которые происходят в парламенте, не имеют отношения к законодательству. Постоянно рваться на трибуну… Для меня это неприемлемо. Зачем? Я привык работать на результат. Но скажу, людям, которые имели отношение к местным органам власти удалось объединится в группу «За місцеве самоврядування». И мы сделали главное – бюджетную реформу, которая помогла укрупнить громады. Фактически это есть децентрализация. Реформа идет, не без проблем, но идет.
- Вы пятнадцать лет возглавляли город-миллионник. Фактически миллионник без нескольких тысяч. Сейчас Вы – народный депутат. Эту работу Вы воспринимаете как «почетную ссылку»?
- Чтобы Вы правильно поняли мой ответ. Я уезжаю на работу в Киев, а на выходные возвращаюсь в Днепр. Я уходил после революции Достоинства. Люди ждали перемен. А я работал уже порядка пятнадцати лет. Я не говорю, хорошим или плохим я был мэром. Это пусть люди говорят. Я не даю оценок своей работе. Мне нужно было уходить. У меня был выбор: идти в политику – что я и сделал, имея багаж знаний. Мог бы пойти преподавать – я закончил Строительную академию, я – кандидат наук, у меня есть ряд наработок по оползням. Может даже стать проректором или ректором академии. Мог даже заняться бизнесом. Хотя это отрасль, которой я помогал больше развиваться, а не занимался сам. Но я выбрал законодательную сферу. Может на сегодня у меня не так много законов, я не спешу в передовики…
- То есть не «типография»…
- Нет, есть ряд наработок у нашей группы, но не спешим.
- Иван Иванович, Вы сказали, что ушли после революции Достоинства. Двадцать второго февраля была созвана экстренная сессия горсовета, в сессионный зал вошли активисты. Было очень много бранных слов, было «на коліна»… Вам было, проработав на посту больше десяти лет, обидно?
- Какие чувства я испытал (вздыхает)… Многих власти довели до такого состояния, что они не могли терпеть всего того, что происходило в стране. Я тогда был одним из представителей власти. И часть негатива я получил. Но. Меня вытащили в круг? Меня поставили на колени? Кстати, я не знаю, кто они были. Это были не жители Днепропетровска. Я говорил - отойди! В лоб дам – виноватым буду. А вот жители Днепропетровска сделали все, чтобы я спокойно смог провести сессию. Я спрашивал: «Если я уйду, вам станет легче?». Был ответ: «Нет, оставайся».
Самое большое, что мне запомнилось. Люди разошлись. Осталось человек десять-двадцать. Тогда разбили портрет Януковича, мой оставили. И на фоне портрета мы фотографировались. После этого я еще больше люблю людей нашего города. И не в последнюю очередь благодаря этим фактам именно Днепр остановил кровавые события, которые могли здесь произойти.
Из этой всей истории я вынес один урок. Что моя мама была права. Она говорила: «Если ты к людям относишься по-человечески, они плохо к тебе никогда не отнесутся».