В воде, которой пользуются два жилмассива Днепра, нашли опасное вещество

Активисты Самарского района уже несколько лет обеспокоены качеством воды, которая попадает к ним с местной насосно-фильтровальной станции. Как оказалось, их опасения были не напрасны. В воде нашли хлороформ.  

Главное управление Госпродпотребслужбы в Днепропетровской области рассмотрело обращение относительно неудовлетворительной работы насосно–фильтровальной станции.

Как рассказала корреспонденту 056.ua активистка Самарского района Ирина Нестеренко, ответ, который пришел из СЭС (теперь Главное управление Госпродпотребслужбы в Днепропетровской области), заставил ее ужаснуться. В воде, которой, кроме части нашего города, пользуется еще и Новомосковск, нашли хлороформ (токсическое вещество). Его содержание превышает норму в 1,667 раза. 

Вот что пришло в ответе на запрос по государственному контролю питьевой воды (от 15.11.2016 г. № 7.1/5329 на № 601-03-51/19546 от 09.11.2016 г.):

"По поручению Министерства регионального развития, строительства и жилищно–коммунального хозяйства Украины от 10.10.2016 г. за № 8/9-3375-16 Ваше обращение относительно неудовлетворительной, по Вашему мнению, работы насосно–фильтровальной станции Структурного подразделения «Строительно – монтажное управление Нижнеднепровск – узел» Регионального филиала «Приднепровская железная дорога» рассмотрено работниками Главного управления Госпродпотребслужбы в Днепропетровской области в пределах полномочий, с проведением внеплановой проверки.

Во время проверки выявлен ряд нарушений санитарного законодательства:

1. Не представлены заключения государственной санитарно – эпидемиологической экспертизы по фильтрующему материалу,который входит в "быстрый фильтр" – дробленый антрацит, кварцевый песок, гравий. Последний раз замена фильтрующего материала проводилась в 2011 году. Запас указанного материала отсутствует.

2. Не предоставлялась информация о результатах производственного контроля безопасности и качества питьевой воды, загрязнении источников питьевого водоснабжения в Управление Госпродпотребслужбы.

3. Рабочая программа производственного лабораторного контроля согласно технологическому регламенту выполняется с периодичностью исследования качества питьевой воды перед ее поступлением в водопроводную сеть по ряду химических показателей.

4. По данным ГУ «Днепропетровский областной лабораторный центр МЗ Украины» качество питьевой воды на выходе с НФС не отвечает требованиям ДСанПиН 2.2.4.171 – 10 «Гигиенические требования к воде питьевой, предназначенной для потребления человеком» по содержанию хлороформа (последний результат от 24.10.2016 г., концентрации более 100 мкг/куб. дм при предельно допустимой концентрации не более 60 мкг/куб. дм), нормализацию содержания хлороформа не проводят.

За выявленные нарушения в соответствии с Кодексом Украины «Об административных нарушениях» по результатам проверки приняты меры согласно Закону Украины «Об основных принципах государственного контроля в сфере хозяйственной деятельности" от 05.04.2007 г. № 877 - V, на адрес руководителя объединения объекта направлено распоряжение".

Такой официальный ответ пришел от нальника Главного управления Госпродпотребслужбы в Днепропетровской области Андрея  Кондратьева.

"Прямые обращения к санитарной службе, которая сейчас называется Главное управление Госпродпотребслужбы в Днепропетровской области и находится там, где раньше находилась областная СЭС, до этого были безрезультатными. Нет ответа до сих пор и на запрос Самарского районного совета, - говорит активистка Ирина Нестеренко. - Обращения насчет неудовлетворительной работы насосно–фильтровальной станции никому не направлялись. При этом было множество запросов от населения о результатах государственного мониторинга качества питьевой воды. Главный вопрос у людей - проводится такой мониторинг или нет? Вот на этот вопрос отвечать категорически не хотят. Если такой мониторинг не проводят, то это нарушение статей 39, 42 и 43 закона Украины «О питьевой воде и питьевом водоснабжении». В этом Законе четко сказано, что государственный контроль качества питьевой воды, которую подают населению, должен быть государственным, общественным и производственным. Обеспечение свободного доступа к информации о качестве питьевой воды, состояние источников и систем питьевого водоснабжения регламентированы статей 6, 9 и 22 вышеназванного Закона.

Из ответа Госпродпотребслужбы можно сделать вывод, что государственный контроль или мониторинг качества питьевой воды, который должна осуществлять государственная служба санитарного надзора, не проводится. Почему я делаю такой вывод? Если бы такой контроль осуществлялся, то выявленных при проверке нарушений просто не могло бы быть", - считает активистка Ирина Нестеренко.

Согласно пункту 3.10 ГСанПиН 2.2.4-171-10 "Гигиенические требования к воде питьевой, предназначенной для потребления человеком":

3.10. Производство питьевой воды осуществляется по нормативно-техническим документом и согласно технологического регламента или другого документа с описанием технологического процесса производства питьевой воды, которые прошли государственную санитарно-эпидемиологическую экспертизу и получили положительное заключение.

Запрос в санитарную службу звучал так: соответствует ли принятая на насосно–фильтровальной станции технология очистки воды, нормативным требованиям? В состоянии ли эта насосно–фильтровальная станция очищать днепровскую воду, взятую в промышленной зоне до нормативного качества, установленного государственными документами? Ответить на этот вопрос жителям и районным органам власти санитарные службы пока не смогли.  

Последний раз замена фильтрующих материалов проводилась в 2011 году, то есть почти шесть лет назад. Какой вывод из этого можно сделать? Неужели шесть лет санитарные службы не проверяли насосно–фильтровальную станцию? Иначе бы такое существенное нарушение было бы выявлено гораздо раньше.  

ДСанПиН 2.2.4-171-10 пункт 3.16. Перед использованием подземных и водопроводных питьевых вод учреждения и заведения государственной санитарно-эпидемиологической службы проводят предварительные лабораторные исследования исходной воды, при этом для подземных вод необходимо учитывать требования пункта 3.31 Санитарных норм. Предварительные лабораторные исследования исходной воды проводят в соответствии с требованиями Санитарных норм по перечню показателей с учетом местных естественных условий.

Пробы воды отбирают в течение года не реже одного раза в месяц для определения микробиологических, органолептических, физико-химических и санитарно-токсикологических показателей, а у водопроводной воды из поверхностных источников питьевого водоснабжения определяют также паразитологические показатели.

Если бы санитарные службы осуществляли бы обязательный государственный контроль, они знали и о состоянии производственного контроля. Надо было жильцам обратиться в Киев, чтобы из Киева эту жалобу перенаправили нашим местным санитарным службам.

Результаты производственного контроля качества питьевой воды, которую потребляет как минимум два жилых массива нашего города и часть Новомосковска, в санитарную службу не представляются.  

"Проверка еще выявила нарушения периодичности производственного контроля, что еще раз подтверждает полное отсутствие государственного контроля качества питьевой воды. В приложениях к ДСанПиН 2.2.4-171-10 можно найти периодичность контроля, который зависит от количества лиц, которые обеспечиваются питьевой водой. Не количество абонентов, но и тех, кто с абонентом проживает. Приблизительно их около 20 тыс. человек, поэтому сокращенный контроль должен проводиться каждый день, сокращенный периодический – от 12 до 36 раз в месяц; полный контроль – 4 раза в год.

К сожалению, санитарная служба нам не сообщает, из какого именно вида контроля выявлены нарушения. Зато сообщает, что обнаружили превышение предельно – допустимых концентраций только одного вещества, но в 1,667 раз! Это хлороформ. Хлороформ – опасное вещество, оказывающее токсическое действие на человека. Превышение концентрации этого опасного вещества в питьевой воде значительно! Еще нам говорят, что никаких мер по нормализации концентраций этого вещества в питьевой воде не проводят", - комментирует жительница Самарского района Ирина Нестеренко.