Сайт 056.ua продолжает ходить в гости к известным днепровцам. Свои рабочие кабинеты нам уже показали советник губернатора Юрий Голик и начальник ГСЧС в регионе Андрей Кульбач, а также Дмитрий Дубилет и начальник патрульной полиции Днепра Владимир Богонис. Накануне Дня знаний мы опубликовали интервью с ректором Приднепровской академии строительства и архитектуру Владимиром Большаковым. А 1 сентября побывали в гостях у вице-мэра Александра Шикуленко.
Наш сегодняшний собеседник, начальник Управления по обслуживанию Днепропетровской и Запорожской областей Департамента противодействия наркопреступности Национальной полиции Украины Сергей Дереза более 15 лет отдал службе в уголовном розыске. Прошел путь от рядового опера до начальника уголовного розыска Индустриального района. В бытность Сергея Дерезы начальником угро района Индустриалка показывала лучшие в городе результаты по количеству задержанных и арестованных злоумышленников. Как этот опыт пригодился Сергею Дерезе на новой работе - в управлении по противодействию наркопреступности мы и поговорили.
- В милицию пошел во многом под влиянием старшего брата, который служил в уголовном розыске и много рассказывал о специфике своей работы. Поэтому я и пошел в школу милиции. Учебную практику проходили в разных райотделах Днепропетровска, в разных подразделениях. Чтобы курсанты могли понять специфику каждого подразделения. После окончания школы меня направили в Индустриальный райотдел. А уже там получил определение оперуполномоченным в жилмассив Левобережный-3. По численности населения Левобережный-3 - это половина всего Индустриального района. А нас, оперов, там было всего трое. И мы занимались всем спектром общекриминальных преступлений. Раскрывали и мелкие кражи личного имущества, и тяжкие и особо тяжкие преступления. Работали слаженно. И со временем руководство райотдела заметило меня и начальник райотдела предложил повышение - стать начальником уголовного розыска. А в то время там работали мегапрофи, у которых было чему поучиться. И коллектив подобрался отличный. Практически все знали и понимали, куда они пришли работать. И работали честно, на результат. Случалось такое, что сутками не бывали дома, когда была необходимость по горячим следам раскрыть то или иное преступление.
- А какие преступления, в раскрытии которых принимали личное участие, запомнились больше всего?
- За эти годы разное было, разное довелось повидать. Ну, вот, к примеру: по линии МЧС поступает сообщение о пожаре на ул. Софии Ковалевской. Пожарные дают информацию о том, что на месте пожара находят труп женщины. Естественно, подключаемся мы. По ряду признаков определяем, что смерть женщины была насильственной. Начинаем расследование, в результате которого получаем оперативную информацию о том, что накануне гибели женщины, которая, к слову, жила сама и характеризовалась положительно, заходил ее сосед. Отрабатываем эту версию и понимаем. что попали в точку. Оказалось, что злоумышленник, действительно, заходил в квартиру погибшей.
Он полил бензином полы в квартире и поставил рядом с потерявшей сознание жертвой свечи. Но и этого ему оказалось мало - он открыл на полную газовые конфорки
Увидев на столе деньги, ударил женщину по голове и забрав деньги, ушел. Но потом вернулся, прихватив с собой канистру с бензином. Он полил бензином полы в квартире и поставил рядом с потерявшей сознание жертвой свечи. Но и этого ему оказалось мало - он открыл на полную газовые конфорки. В общем, отмороженный на всю голову. Совершив преступление с особой жестокостью, он подался в бега. Так что нам пришлось задерживать его уже в Новомосковске. И если бы мы замешкались, злоумышленник мог бы уйти от правосудия.
А еще был случай, когда обычный, казалось бы, мобильный телефон помог выйти на след преступника. Он был украден у жертвы. И около полугода молчал. Никто им не пользовался. И вдруг - заработал. Оперативным путем мы выяснили, кто пользовался мобилкой. Оказалось, что злоумышленник подарил украденный телефон своей женщине. От нее цепочка вышла на злоумышленника. И помогла раскрыть еще несколько предыдущих преступлений.
- Насколько ценными в вашей работе бывают сведения, полученные от негласных осведомителей, информаторов?
- Если с ними правильно работать, порой информация, полученная от них, бывает решающей для раскрытия преступления. Но тут важно соблюдать некий кодекс чести. Потому что информаторы, передавая нам некую информацию всегда опасаются за свое здоровье и жизнь. С ними нужно работать очень осторожно и не подставлять, чтобы не потерять доверие.
- А где та грань, когда с целью раскрытия тяжкого преступления приходится идти навстречу криминальному или полукриминальному элементу?
- Скажу откровенно: такая практика не редкость. К примеру, оперативник понимает, что его информатор замешан в том или ином деле. Но также он понимает, что наказание за это полагается либо минимальное, либо условное. Оперативник может немного прижать информатора, пригрозив, скажем, более серьезным сроком. Либо же наоборот - пойти навстречу с условием, что информатор сдает какую-то важную информацию, а взамен освобождается от наказания за какое-то незначительное правонарушения.
- А крупный криминал, в частности, я имею ввиду наркопреступность, пытается как-то договориться с Вами или с вашими подчиненными?
- Со мной точно никто не договаривался. Что касается подчиненных - моя позиция очень четкая: если будут доказаны факты противоправной деятельности со стороны наших сотрудников, увольняем без разговоров. Таким не место в органах.
С другой стороны криминалитет стал более совершенным, более оснащенным и наглым. Совсем недавно поступила информация о возможных мерах физического воздействия в отношении меня и некоторых моих сотрудников. Пришлось несколько месяцев постоянно носить с собой оружие. Потому что информация была достаточно достоверная. В таких случаях есть страх не за себя. А за близких. Безусловно, жену я не пугал, но очень тактично подсказывал ей, чтобы была осторожна и соблюдала меры безопасности.
- Какие задачи ставятся перед вашим управлением и какие ставите лично Вы перед сотрудниками?
- Основная задача: выявление организованных групп в сфере наркоторговли, выявление и пресечение каналов нелегальной поставки и сбыта наркотиков. Иными словами, основной акцент именно на крупных заказчиках, производителях, дилерах. Но это не означает, что наше управление не занимается раскрытием общекриминальных преступлений. С некоторыми специфическими особенностями работа нашего управления мало чем отличается от работы уголовного розыска. Поэтому и здесь, как и в угро, для меня важно, чтобы сотрудники были нацелены на результат. Надо полностью отдавать себя своей работе, не считаясь с личным временем или проблема. Потому что в нашей работе очень важен фактор времени.
Еще одно требование - дисциплина, без которой никогда не получится показывать хороший результат. И соблюдение закона. Если с момента осмотра места преступления все качественно документируется, дело потом не разваливается в суде. И злоумышленники получают реальные сроки. Когда это происходит, мы видим, что не зря делали свою работу.
- По прошествии стольких лет в системе, Вы не разочаровались в выборе профессии?
- Вы знаете, абсолютно нет. Более того, есть желание послужить государству еще. Потому что для меня это не просто призвание, но и образ жизни.