Вместо того, чтобы провести давно обещанную украинцам реформу здравоохранения, Минздрав пока только размышляет над ее проектом. Каждый новый руководитель ведомства считает своим долгом переделать наработки предшественников. За последние 2 года таких проектов было около 4, но все они остались лишь декларацией. Но и в это не остановило чиновников от разработки новой, уже пятой, концепции реформы. В ней Минздрав снова обещает украинцам множество улучшений в системе здравоохранения, но традиционно забывает о конкретике.
Об этом сообщает mail.ru.
Обо всем и ни о чем
Не прошло и 5 месяцев с момента презентации нескольких концепций реформирования системы здравоохранения, как Минздрав уже разработал новый проект — «Концепция построения новой национальной системы здравоохранения Украины».
Однако новизной идеи чиновников не отличаются. Украинцам снова обещают страховую медицину, реформу финансирования здравоохранения, определить гарантированный пакет медпомощи, обеспечить автономию медучреждений, а также повысить доступность лекарств для населения за счет реимбурсации (частичного возмещения из госбюджета цен на лекарства в аптеках).
При этом в этой концепции реформы Минздрав забыл упомянуть о конкретных сроках ее реализации. Единственная дата, указанная в документе — 2020 год. К этому моменту чиновники рассчитывают завершить реформу здравоохранения.
Но есть в новой концепции идеи, которые раньше Минздрав не предлагал. К примеру, для улучшения ситуации в отрасли, чиновники планируют направлять поступления от ряда налогов на целевое финансирование больниц и поликлиник.
В частности, в перечень подакцизных товаров, наряду с алкоголем и табаком, предлагается внести соль. Примечательно, что украинцы платили такой сбор в 19 веке.
Помимо того, чиновник обещают оптимизировать сеть амбулаторий, районных больниц и поликлиник, создав госпитальные округа. К примеру, сейчас фактически в каждом районе области есть больница.
После реформы оказывать специализированную медпомощь украинцам будут лишь в многопрофильной больнице интенсивного лечения. Она будет обслуживать пациентов сразу из нескольких районов. Но при этом, районные больницы ликвидированы не будут. Их перепрофилируют на лечение несложных заболеваний.
Для полноценной работы новой модели будет создана эффективная система оказания скорой помощи. Как и прежде, Минздрав обещает пропагандировать здоровый образ жизни, усилить профилактику заболеваний и выстроить систему оперативного реагирования на эпидемии.
Все это, по мнению чиновников, должно существенно сократить уровень смертности украинцев. В частности, после проведения реформы, Минздрав рассчитывает, что младенческая смертность снизится на 17%, а летальных случаев в результатесердечно-сосудистых заболеваний и травм — на 25−30%. А уровень «удовлетворенности населения качеством медобслуживания» вырастет на 20%, надеются в Минздраве.
Источников финансирования реформы, по мнению чиновников, будет несколько: государственный и местный бюджеты, а также средства международных финансовых организаций и иностранных доноров. Однако в тексте концепции отсутствуют какие-либо расчеты затрат на реформу. Получить комментарии Минздрава на момент публикации статьи РБК-Украина не удалось — ведомство не ответило на запрос издания от 26 июля.
Попытка — не пытка
История реформирования украинского здравоохранения насчитывает не одну попытку представить концепцию преобразованйи и план действий чиновников. Еще в 2014 году тогдашний руководитель Минздрава Олег Мусий предлагал проект реформы, название которого в этот раз использовали чиновники ведомства. Впрочем, и по сути новая концепция мало отличается от наработок Олега Мусия и его команды.
Еще тогда в основу реформы закладывался переход к страховой модели, предлагалось гарантировать украинцам бесплатный пакет медпомощи и ввести договорные отношения между заказчиками и поставщиками. Два года назад Минздрав рассчитывал, что более 90% затрат на здравоохранение должно покрываться за счет государственного и местного бюджетов, а также фонда обязательного медстрахования. И только около 10% приходилось на оплаты из больничных касс или карманов пациентов.
В Минздраве была даже создана стратегическая совещательная группа по вопросам реформирования здравоохранения. Ее задачей была разработка Нацстратегии построения новой системы здравоохранения в Украине на период 2015—2025 годов.
Финальный документ группа представила в марте 2015 года, когда один из ее представителей, Александр Квиташвили, уже возглавил министерство. Помимо страховой медицины и гарантированного пакета медуслуг, украинцам обещали расширить проекты по реимбурсации, провести реструктуризацию больниц и поликлиник и отменить принцип их финансирования из расчета койко-мест.
При этом стратегия оказалась далеко не единственным программным документом министра Александра Квиташвили. Зимой Минздрав представил еще одну концепцию реформы, в которой государство фактически признало, что неспособно предоставлять украинцам все медицинские услуги бесплатно.
Поэтому чиновники предложили ввести так называемый государственный гарантированный пакет медуслуг, который бы предоставлялся пациентам бесплатно медучреждениями всех форм собственности. За остальные — пациентам пришлось бы доплачивать самостоятельно.
Параллельно Миздрав разработал концепцию «Национальной лекарственной политики». Он должен был стать основой для реформы системы лекарственного обеспечения населения. Документ состоял из девяти разделов: отбор основных лекарств; доступность; финансирование системы обеспечения лекарствами; системы снабжения; регулирование и обеспечение качества лекарств; рациональное применение; исследования; развитие кадровых ресурсов; мониторинг и оценка.
Но все эти проекты так и остались на бумаге. Ни один из этих документов не был утвержден ни правительством, ни одобрен профильным комитетом парламента.