С главным архитектором Днепропетровска Дмитрием Воликом мы беседовали в его небольшом, но достаточно уютно кабинете. На полках шкафа - специализированная литература по архитектуре и градостроительству. Здесь же - планы будущей застройки Днепропетровска. Фрагменты будущего нашего города.
Говорили мы с Дмитрием, естественно, об архитектурных перспективах Днепропетровска. Тем более, что он имеет к нему самое непосредственное отношение.
- Дмитрий, не так давно в Днепропетровске обсуждали Генеральный план города. О чем говорили?
- Генеральный план - это системный перспективный план развития города на ближайшие двадцать лет. Поэтому к его разработке и обсуждению привлекаются не только архитекторы, но и представители транспортной сферы, ученые, которые изучают демографию. На основе многих факторов порой возникает необходимость пересмотра генерального плана. Что, собственно, и произошло. Дело в том, что нынешний генплан был подготовлен в 2007 году, а вступил в действие в 2008 году.
Бокс-парк с точки зрения архитектуры, это шутка.
Как раз, когда грянул мировой кризис. Которого мы никак не ожидали. Поэтому в генплан вносились очень оптимистичные данные. В частности, при обсуждении генплана в 2007 году, ученые давали расчетные цифры по демографии: к 2026 в Днепропетровске будет проживать 1,2 млн. жителей. А это значит, что понадобится много больших, многоквартирных домов. Чтобы удовлетворить спрос. Исходя из этих прогнозных показателей тогда приоритет был определен за общественной застройкой в ущерб индивидуальному строительству. Иными словами планировалось, что ряд территорий изменит свой облик - вместо частных домов там появится многоэтажная застройка. Но это не случилось из-за кризиса в экономике и строительной отрасли. А территории так и остались, условно говоря, "замороженными". Граждане не заинтересованы в развитии этих территорий, так как понимают: рано или поздно здесь будут большие дома.
- И как вышли из ситуации?
- Под строительство многоквартирных домов мы запланировали большие массивы пустующей земли либо небольшие участки, где нет индивидуальной застройки. Надо признать, что в генплане, принятом в 2007 году, была сформирована идеально красивая модель, которая так и не была реализована. И, к слову сказать, не только в Днепропетровске. В ряде украинских городов ситуация еще хуже.
Учитывая стагнацию в экономике в целом, и в строительной отрасли в частности, было принято решение пересмотреть Генеральный план с учетом реалий времени.
- А что это за история с засекречиванием Генерального плана?
- Как было уже сказано выше, Генеральный план - это системный перспективный план развития города. Документ достаточно объемный. Но интерес для рядового горожанина может представлять лишь описательная часть: как и что будем строить, какие территории развивать. Что же касается инженерной части - эти сведения - наглядное пособие для различных шпионов и диверсантов, поскольку в этих документах даются четкие схемы объекты с географической привязкой. Поэтому такие сведения имеют гриф "Для служебного пользования". А в целом же Генплан доступен на сайте Днепропетровского городского совета.
- Давайте поговорим о конкретных проектах. Как планируется развивать, в частности, левобережную часть города?
- Есть очень интересные идеи по развитию набережной имени Малиновского. Там, сразу же за жилыми домами в свое время построили ряд предприятий. Часть из них существует и по сей день. Часть - закрыто. Вот эти территории вполне можно "заселить" постройками социально-общественного назначения. Перспективная в этом плане и территория завода Карла Либкнехта. Сейчас у предприятия нет особой заинтересованность в ряде сооружений, выходящих на Слобожанский проспект. Такая же история с проспектом Воронцова.
Но задача не только в том, чтобы построить новые здания. Но и в том, чтобы сформировать ряд общественных центров на левом берегу Днепра. Тогда не будет такой острой нужды в дополнительных магистралях, связывающих два берега реки.
- А Днепр, как таковой, по-прежнему считается едва ли не главной артерией, улицей, проспектом Днепропетровска?
- Принцип обращения города к реке, по которому Днепропетровск развивался ранее, безусловно, сохранен. Поэтому мы и дальше будем благоустраивать набережную Днепра.
- Дмитрий, в последние перед кризисом годы Днепропетровск очень стремительно застраивался. И, к сожалению, для многих горожан, очень хаотично. Поэтому сейчас он выглядит весьма эклектично. Исторические здания зачастую уничтожаются, а на их месте возникают безликие бетонные коробки. Неужели Днепропетровску неинтересно его прошлое?
- Давайте будем честны: у Днепропетровска нет такого большого исторического ареала, как, например, во Львове. Да, историческая застройка присутствует. Но это, по большей части - отдельные островки. Я категорически против того, чтобы историческое наследие уничтожалось. Но вместе с тем мы должны понимать: в Европе государство в той или иной мере стимулирует владельцев исторических зданий восстанавливать их первоначальный облик. Это делается либо за счет налоговых льгот, либо через дотирование. В Украине инвесторам, которые приобретают привлекательные с их точки зрения участки земли с исторической застройкой, невыгодно восстанавливать здания. Дешевле и проще - уничтожить. Поэтому задача государства - создать условия для сохранения исторического наследия.
- Еще несколько слов о левобережье. Возможно ли создание большой рекреационной зоны в жилмассиве Левобережный-3?
- Ситуация с этим жилмассивом неоднозначная. Изначально замысел был - построить большой современный массив, который с одной стороны ограничивается улицей Березинской, а с другой - Курячим озером. Именно прибрежная зона и должна была стать своего рода рекреационной. А существующий ныне проспект Мира имел был функции транспортной развязки и зоны отдыха. Но, поскольку к озеру застраивать многоквартирными домами территорию в свое время не стали, проспект Мира превратился в единственную рекреационную зону этого жилого массива.
- Ваш коллега Александр Сирота в интервью нашему сайту говорил, что перспективной с его точки зрения, является жилмассив Победа. Вы согласны с ним?
- Свободных территорий, примыкающих к транспортным артериям там почти уже не осталось. Поэтому тут потенциал района исчерпался. Но есть еще территории за первой линией жилья. К примеру, улица Мандрыковская. Есть и прибрежная зона, которая пока не разработана, в архитектурном плане очень перспективная территория.
- А что за комплекс "Лайнер" планируется возвести в Днепропетровске. И кстати, где?
- Это будет спортивно-оздоровительный комплекс. Его строительство планируется в районе Мерефо-Херсонского моста. Там есть свободный участок земли, примыкающий к Днепру. Но пока проект на стадии проработки.
- Идем дальше. Перспектива проекта "Парус"...
- Недостроенная гостиница "Парус" сама по себе, как отдельный объект, для инвесторов не представляет интереса. А вот, если говорить о развитии территории от "Паруса" и до Речпорта, то проект достаточно привлекательный. Он может стать своеобразным бизнесовым центром. Но пока, насколько я знаю, у собственника нет планов что-то там строить.
- "Брама"?
- Ситуация с "Брамой" более обнадеживающая. И скажу, почему. Инвестор, на отведенной под основание комплекса "Брама" территории начал строить некий модульный квартал. С точки зрения архитектуры, это шутка. Такой себе макро-конструктор "Лего". Но для меня, как главного архитектора Днепропетровска, это сигнал о серьезных намерениях инвестора все-таки рано или поздно начать возведение "Брамы". Объясню почему: сейчас инвестор постарается получить максимальную выгоду с пустующей земли, построив там бокс-парк, но модули, которые он там возводит - съемные конструкции. В любой момент их можно легко снять и начать там строительство капитальное.