Что делать, если в супермаркете вы разбили или украли товар, когда и почему вас могут не пустить в торговый центр и нужно ли оставлять сумку в камере хранения

056.ua открывает новую рубрику "Вопрос-ответ", в которой вы получите ответы юристов и профильных специалистов на любой интересующий вас вопрос.

Знаете ли вы о ваших правах в супермаркетах и торговых центрах, а также о правах охранников. Как вести себя в самых распространенных ситуациях? На этот вопрос отвечает юрист из Днепропетровска, основатель движения «Как приручить закон» Антон Деньгуб.

Ситуация 1: вы разбили товар в супермаркете

Что предложат охранники/администрация: компенсировать ущерб за испорченный или уничтоженный товар согласно ценнику на упаковке и для этого пройти с ними в комнату охраны или на кассу для оплаты товара. Или, в случае, отказа, могут угрожать вызвать милицию, привлечь к уголовной, административной ответственности.

Что важно знать: если товар был поврежден случайно, то согласно ст. 323 Гражданского кодекса Украины РИСК случайного повреждения или уничтожения имущества всегда будет лежать на СОБСТВЕННИКЕ такого имущества, в нашем случае супермаркета. Кроме этого, статьей 1166 Гражданского кодекса Украины предусмотрено, что лицо не обязано компенсировать ущерб, если докажет, что он произошел не по его вине. А статья 17 Закона Украины «О защите прав потребителей» запрещает продавцу заставлять вас купить ненужный вам товар!

Читайте также >>> С парковки возле «Пассажа» угнали автомобиль: видео, как это было

Что делать, если в супермаркете вы разбили или украли товар, когда и почему вас могут не пустить в торговый центр и нужно ли оставлять сумку в камере хранения (фото) - фото 1

Наши действия:

1. Фиксируем расположения поврежденного товара на фото или видеокамеру (часто непопулярный товар ставят на полочки без бортиков или прямо по центру торговой площади). Указываем на это нарушение администратору.

2. Вежливо предупреждаем, ссылаясь на Закон, что мы отказываемся «расплачиваться на месте», а также платить какие – либо штрафы.

3. Предлагаем составить совместный акт повреждения (уничтожения имущества), где подробно описываем обстоятельства, при которых это произошло, общаемся с возможными свидетелями происшествия, которые могли бы подписать этот акт. Все фиксируем на фотокамеру. Предлагаем совместно с охраной (администратором) магазина просмотреть записи с камеры видеонаблюдения.

4. После этого объясняем, что мы готовы будем заплатить за поврежденный товар только в случае вынесения судом соответствующего решения, в котором будет доказана вина лица и назначена сумма компенсации. Любых других «решений на месте» вы не видите!

Если охрана пытается вас не выпускать? Предупреждаем об уголовной ответственности за незаконное ограничение свободы и вызываем 102.

Ситуация 2: ваш ребенок повредил или разбил товар в магазине

На родителях лежит обязанность в воспитании ребенка. Если вы отвлеклись, а ваш ребенок пошел совком «играть» с экраном телевизора, то суд все же может взыскать компенсацию, но даже в этом случае платить «на месте» мы вам не рекомендуем.

Ситуация 3: ваш ребенок совершили кражу в магазине

На сегодняшний день Закон разделяет понятие мелкой кражи и кражи.

Мелкой кража признается, если ущерб составляет до 137 грн. 80 копеек и влечет за собой административную ответственность, согласно ст. 51 Кодекса Украины про административные правонарушения, которая наступает с 16 лет и подразумевает штраф - от 170 до 510 грн, или административный арест.

Если деяние малозначительное (украл конфету за 10 гривен) и лицо, совершившее это правонарушение - раскаивается, суд может вынести предупреждение.

За кражу на сумму, превышающую 137 грн., 80 копеек, согласно ст. 185 Уголовного кодекса, может наступить уголовная ответственность с 14 лет, которая подразумевает штраф, исправительные или общественные работы, арест или лишение свободы до 3 лет.

Как в случае с уголовной, так и административной ответственностью родители несовершеннолетнего привлекаются к штрафу от 51 до 170 грн. по ст. 184 Кодекса Украины про административные правонарушения за ненадлежащее исполнение своих родительских обязанностей.

Ваши действия:

Для начала, как правило, охранники предложат вам заплатить штраф в десятикратном размере (иногда двух, трех, пятикратном), при этом, не предъявив внутренние правила магазина и не указав счет для оплаты. В случае отказа, угрожают милицией.

Если решили ждать полицию, помните, задержать охрана вас может только, если:

а. сработала «пищалка»

б. на вас показали другие покупатели или же есть видеозапись, подтверждающая, что вы украли.

В начале беседы с охранником потребуйте у него удостоверение, и запишите себе его данные. В дальнейшем, если будет конфликтная ситуация – попросите данные всех свидетелей, которые присутствовали при данной ситуации.

Ситуация 4: охрана заподозрила вас в краже и хочет провести обыск

Помните, что:

а. Проводить обыск или лезть к вам в карманы охрана не имеет права! Только попросить вас выложить содержимое сумки, и (или) карманов.

б. Применять спецсредства, физическое насилие, собак охрана может только, если вы начали угрожать или лезть с кулаками к ним, угрожать другим посетителям. Причем, это могут делать только охранные фирмы, которые получили лицензию согласно Закону «Об охранной деятельности». А в наших супермаркетах, как правило, охранники – люди, работающие как наемные сотрудники по договору подряда.

в. Вас имеют право задержать до приезда полиции не более, чем на 3 часа. Все, что больше – незаконное ограничение свободы, которое влечет уголовную ответственность.

г. Полиция составит протокол, по которому вы можете быть привлечены к административной ответственности только в течение трех месяцев.

д. Также, если охранники удерживали безосновательно вас более трёх часов в магазине, вы указываете это в заявлении, поскольку данные действия квалифицируются по ст. 146 УК Украины «Незаконное лишение свободы или похищение человека».

Читайте также >>> Что будет на месте бывшего кинотеатра «Родина» (ФОТО)

Что делать, если в супермаркете вы разбили или украли товар, когда и почему вас могут не пустить в торговый центр и нужно ли оставлять сумку в камере хранения (фото) - фото 2

Ситуация 5: вас заставляют оставить сумку в камере хранения

Важно помнить: сдав сумку, потребитель заключает с магазином договор бесплатного хранения вещи. Заставить покупателя заключить такой договор невозможно! Если вас не пускают с сумкой в торговый зал - потребуйте книгу жалоб и предложений, и оставьте там свою жалобу касательно действий сотрудников магазина.

Охранник вправе не пустить в торговый зал покупателя лишь, если:

- покупатель находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

- покупатель нарушает общественный порядок;

- покупатель нарушает права других покупателей.

Ситуация 6: магазин отказывается нести ответственность за ваши украденные вещи из камеры хранения

Запомните, сдав вещи в камеру хранения, покупатель заключает с магазином ДОГОВОР ХРАНЕНИЯ, который подтверждается жетоном и (или) ключом от ячейки в камере хранения (в соответствии с ст. 937 Гражданского кодекса Украины).

В соответствии со статьей 951 этого Кодекса, убытки от потери или повреждения вещи несёт лицо, которое взяло вещь на хранение. Если администрация отказывается добровольно компенсировать сумму утерянных вещей - вы можете обратиться в суд. Однако в суде необходимо будет предоставить доказательную базу касательно того, что именно было в камере хранения.

Читайте также >>> Кого и почему не пустят в ночные клубы Днепропетровска