Без Генерального: зачем Государственное космическое агентство обезглавило КБ "Южное"?

Без сомнения главным скандалом минувшей недели можно назвать увольнение генерального директора-генерального конструктора КБ "Южное" Александра Дегтярева. На своей должности он проработал без малого шесть лет. И, по версии конструкторского бюро, в непростых экономических реалиях Украины сделал предприятие успешным. В Государственном космическом агентстве, где относительно недавно назначили 43-летнего руководителя, решили, что предприятие повинно в невыполнении ряда международных обязательств, на которые получило финансирование из государственного бюджета Украины. Судьба "Южного машиностроительного завода", который на грани клинической смерти и без крупных госзаказов пребывает в глубокой агонии, руководителя космического агентства Украины Любомира Сабадоша, похоже не интересует.

Во время своего недавнего, пятничного, визита в Днепропетровск, киевский чиновник только и говорил о том, как плохо работают на КБ "Южное", срывая контракты. Речь идет, в частности, о проекте "Циклон-4". 

Почему не взлетел "Циклон-4"

Реализация совместного украино-бразильского проекта началась в 2003 году. Тогдашнему президенту Украины Леониду Кучме, возглавлявшему в свое время "Южмаш", удалось договориться с бразильцами о совместном освоении мирного космоса.

Из-за ряда проблем, в том числе с финансированием проекта, первый старт ракеты неоднократно откладывался. Сначала он намечался на 2010 год, позже перенесён на 2013, затем на 2014, но в итоге не состоялся. 

В середине февраля 2010, ГКБ «Южное» завершило предварительные испытания двигателя для третьей ступени РН «Циклон-4» РД861К. Цикл испытания составил 1,5 месяца и проведен на одном двигателе без снятия его со стенда. Был отработан более чем тройной ресурс по продолжительности работы и по количеству включений (1362с и 11 включений). При этом было проведено одно включение продолжительностью 450с (полный полётный ресурс).

В апреле 2010 года, «Алкантара-Циклон Спейс» получило предварительное экологическое разрешение на начало работ по строительству стартовой площадки для «Циклон-4». Генеральный директор НКАУ Юрий Алексеев сообщил что проект «отстаёт в создании отдельных элементов» и что после совета директоров «Алкантара-Циклон Спейс» в апреле 2010 появятся конкретные цифры о сроках реализации проекта.

После выборов в Бразилии и на Украине в 2010 году началось реальное финансирование проекта. К апрелю 2011 года, Украина вложила в проект по разным оценкам $ 100—150 млн, в то время как его полная стоимость оценивалась в $ 488 млн[11]. Для завершения программы «Циклон-4» было необходимо ещё $ 260 млн. Первый лётный образец ракеты к этому моменту был готов на 8 %, а полномасштабный макет носителя для отработки операций на стартовой площадке — на 20-25 %. Пробный пуск ракеты был перенесен на первое полугодие 2013 год. 

В августе 2011 года украинское правительство дало гарантии для привлечения $ 260 млн кредитов государственным КБ «Южное» для завершения работ на пусковом комплексе Алкантара. В технологическом плане, близилось к завершению изготовление тестового образца ракеты «Циклон-4» для ЛКИ. Были проведены четыре огневых стендовых испытаний маршевого двигателя третьей ступени РД-861K, а также продолжалась разработка высокоточной системы управления на базе лазерных технологий с использованием спутниковой системы навигации для обеспечения группового выведения КА. На космодроме в Алкантаре были получены необходимые разрешения на строительство и шло возведение вспомогательных объектов.

Но в мае 2015 года тогдашний глава Государственного космического агентства Украины Олег Уруский заявил, что Бразилия заморозила работы по проекту. Сегодняшний руководитель Государственного космического агентства Украины Любомир Сабадош, напомним, на встрече со СМИ в Днепропетровске обвинил именно КБ "Южное" в срыве этого проекта. Мол, проект с украинской стороны профинансирован, а конструкторы так и не выполнили свои работы в полном объеме. 

Успешное "неуспешное" "Южное"

В КБ парируют: координацию проекта осуществляло именно Госкосмоагентство. Финансирование осуществлялось рывками, не имело системного характера. И, наконец, Бразилия первой вышла из международного проекта. Без нее реализовать подобный проект и всей Украине одной не под силу. Что уж говорить о КБ "Южное". Но доводов конструкторов господин Сабадош, похоже, слышать не хочет. Как мантру, он твердил одно в Днепропетровске: в бюро нужно поменять менеджмент сделать его эффективным. И молодым. Для этого Сабадош готов объявить конкурс на замещение должности Генерального конструктора КБ "Южное". Правда, Александра Дегтярева, который до недавнего времени возглавлял государственное предприятие, технично вывели за "скобки". По словам главы Государственного космического агентства, участвовать в открытом конкурсе смогут только кандидаты в возрасте от 45 до 55 лет. Академику Дегтяреву уже хорошо за 55. Следовательно, подать свою кандидатуру он не сможет.

дегтярев2

В конструкторском бюро "Южное" говорят о том, что были в шоке от решения по смене руководства государственного предприятия. С цифрами в руках конструкторы доказывают: на одну гривну, полученную от государства, они отдают в бюджет Украины - 10. 

"В 2010-2015 годах КБ «Южное» получило из госбюджета 155 млн. грн. При этом в виде налогов мы перечислили государству 1,18 млрд. грн. А в 2015 году отдали в госбюджет 450 млн. грн., получив всего 15 млн. гривен на развитие предприятия. Имея такие показатели деятельности, КБ «Южное» трудно назвать не успешным предприятием. Поэтому нам непонятно, почему возникло желание сменить руководство и поставить сюда "успешный" менеджмент", - приводит доказательства успешного государственного предприятия первый заместитель генерального директора Александр Мащенко. 

КБ "Южное" является головным предприятием космической отрасли Украины. Даже в крайне непростых экономических условиях конструкторскому бюро удалось не только сохранить существовавшие на тот момент контракты, но и получить новые. По сути, КБ "Южное" - едва ли не единственное предприятие отрасли, которое зарабатывает валюту и за счет внутренних средств "кормит" еще и тех, кто сейчас на мели. 

К примеру, Южному машиностроительному заводу бюро перечислило порядка 150 млн. гривен в качестве финансирования выполнения работ по существующим контрактам. Это дало возможность руководству "Южмаша" уменьшить общий объем задолженности по заработной плате до 87 млн. гривен. 

В целом же КБ "Южное" с 2010 года профинансировало работ и услуг на 8,2 млрд. грн., в том числе более чем на 1 млрд. грн. в рамках внутриукраинской кооперации. По оценкам украинских и международных экспертов, КБ «Южное» в настоящее время обеспечивает работой порядка 12 тыс. работников космической отрасли и до 20 тыс. на всех предприятиях-партнерах. Средняя зарплата на самом предприятии выросла с 3150 гривен в 2010 году до 7840 - в 2015. 

"Не секрет, что работа в КБ "Южное" сейчас очень престижная. И это не только высокая, самая высокая по отрасли, зарплата. Это и путевки в санатории, дома отдыха и детские лагеря. К нам очереди выстраиваются из желающих работатm. Благодаря притоку молодежи, средний возраст работников КБ уменьшился с 46,6 лет в 2010 году до 44,5 лет в 2015. И мы рады обновлению кадров", - поясняет первый заместитель генерального директора.

Оказывается, государственные предприятия - это сейчас главный рассадник коррупции и казнокрадства. Но на каждую гривну полученную от государства мы отдаем 10

Любомир Сабадош оснований для паники среди конструкторов не видит. Мол, увольнение генерального директора не должно парализовать работу бюро и ухудшить социально-экономические показатели. А что касается зарплат, так глава Государственного космического агентства, которое, по идее и должно искать заказы для предприятия, увеличивать финансирование, недоумевает, почему в КБ "Южное" средняя зарплата 8 тысяч гривен. А не 30 тысяч.

"Я вас уверяю: человек, проработавший хотя бы 2-3 года в КБ "Южное", в той же Польше получает не меньше 1 тысячи евро", - откровенничает Сабадош. Чем вызывает логичный вопрос: а что лично он и возглавляемый им государственный регулятор, предлагает для того, чтобы в КБ "Южное" были новые заказы, а значит, и более высокие зарплаты?

Но вместо конкретного ответа на вполне четкий вопрос, господин Сабадош ударился в риторику о том, как нужно работать. Ну, и о "косяках" "Южного" вспомнил. 

На самом предприятии говорят, что будут бороться за своего директора, а ситуацию, которая сейчас там возникла, связывают с тотальным наступлением на государственные предприятия. 

"Оказывается, государственные предприятия - это сейчас главный рассадник коррупции и казнокрадства. Но посмотрите на наши показатели: на каждую гривну полученную от государства мы отдаем 10. Получается, что это предприятие и есть рассадник коррупции... И тут надо срочно поменять руководство, внедрять новый, успешный менеджмент? Оснований для увольнения Александра Дегтярева. Он возглавляет команду, которая понимает друг друга с полуслова. Благодаря ему предприятие знают и уважают во всем мире. Ему доверяют. Многие контракты "завязаны" на него", - считает Александр Мащенко.

"В бытность Дегтярева руководителем КБ, т. е. менее чем за 6 лет с 2010 года, их количество увеличилось с 73 до 120 предприятий", - поясняет генконструктора-гендиректора КБ «Южное» Александр Камышов. 

В Багдаде все спокойно? Или почему Сабадош не сменил директора "Южмаша"

КБ "Южное" и "Южный машиностроительный завод" - как братья, которые могут быть успешными только в условиях взаимодействия и кооперации. Во времена Советского Союза именно "Южмаш" был головным предприятием по реализации космических проектов КБ "Южное". Простыми словами: все, что "родили" силой мысли инженеры и конструкторы "Южного" реализовали в цехах "Южмаша". 

Сегодня завод практически не финансируется со стороны государства. А менеджменту предприятия не удается найти выгодные контракты, которые бы запустили "сердце" умирающего космического гиганта. Теперь у завода вместо космических перспектив - космические долги. Но эти проблемы господина Любомира Сабадоша, похоже, волнуют мало. О чем он говорил с генеральным директором "Южмаша" Сергеем Войтом доподлинно неизвестно. НО! Ни к журналистам, ни к представителям КБ "Южное" ни Войт, ни Сабадош так и не вышли.

Вместо послесловия

Совершенно очевидно, что КБ "Южное" в отличие от своего "брата" - "Южмаша" - не просто на плаву. Но и успешно реализует масштабные международные проекты, зарабатывая валюту не только для себя, но и для государства. При этом еще и кормит смежников. В это время "Южмаш" - все ближе и ближе к своей фактической смерти. Но Государственное космическое агентство делает вид, что не замечает неэффективного менеджмента там. Возможно, в этом есть своя политика - по полному уничтожению крупнейшего космического предприятия? А руками таких себе сабадошей она реализуется?