Украине не нужны слесари и столяры? Кабмин передал финансирование профтехобразования на места. Чтобы добить отрасль?

Своим недавним решением украинское правительство делегировало вопрос финансирования учреждений профессионально-технического образования на местный уровень. Вроде бы все логично и вписывается в концепцию реформы по децентрализации. 

Теперь каждая местная громада сама будет решать, сколько ей надо ПТУ, и сколько она реально в силах содержать. 

Глава постоянной депутатской комиссии Днепропетровского областного совета по вопросам образования, науки, семьи и молодежи Виктор Сыченко говорит, что в настоящее время в местных бюджетах громад региона на профтехобразование заложено около 56 млн. гривен. 

"Это не отвечает потребностям средне-специальных учебных заведений. Особенно когда речь идет о содержании учащихся из социально незащищенных семей. По нашим оценкам, для нормального функционирования отрасли профтехобразования в Днепропетровской области необходимо выделить, как минимум, 450 млн. гривен", - считает Виктор Сыченко. 

"Но тогда мы должны будем залезть в бюджеты развития территорий. Вместо того, чтобы строить дороги и развивать инфраструктуру, в первую очередь нужно будет закрывать дыру с финансированием профтехучилищ", - поясняет заместитель председателя Днепропетровского областного совета Святослав Олейник. 

Он сообщил, что облсовет в самое ближайшее время обратиться к Кабмину с просьбой пересмотреть свое "необдуманное решение". Сами же местные власти займутся подготовкой плана развития конкурентного профессионально-технического образования. Чтобы оно с одной стороны было доступным, а с другой стороны отвечало бы запросам работодателей. 

"К сожалению, сейчас государство тратит миллионы гривен на подготовку специалистов, а конечный результат не отвечает требованиям работодателей", - дополняет Олейник. 

Старый поезд на новые рельсы... 

Профессионально-техническое образование никогда не считалось элитным в стройной и сильной системе советского образования. Тем не менее, ПТУ решало важную задачу: дать среднее, специальное образование и рабочую профессию. Особенно после Великой Отечественной войны, которую сейчас все чаще принято называть Второй мировой, широкая система ПТУ и ремесленных училищ по всему Советскому Союзу приняла миллионы молодых парней и девушек. Совершенно бесплатно они получили ту самую удочку, которую чаще всего рекомендуют дать нуждающемуся вместо рыбки. С точки зрения советской идеологии был решен серьезный вопрос нового социального структурирования, при котором критерием стратификации выступали уже не происхождение или профессия, уровень зажиточности или образования, а степень полезности человека в достижении целей модернизации.

"Механизмы нового социального структурирования были довольно просты: предоставление льгот полезным и репрессирование вредных. Бывший дворянин или царский офицер, лояльный и полезный в условиях мобилизационной модернизации, мог сделать прекрасную карьеру, а высказывающий недовольство колхозник подвергнуться репрессиям. Система профессионально-технической подготовки молодых рабочих играла при этом роль одного из важнейших социальных лифтов. Молодые осужденные или дети спецпереселенцев при определенных условиях, прилежном образовании и труде получали возможность выйти из разряда советских маргиналов и занять достойное место в обществе, нарушители же учебной и трудовой дисциплины любого происхождения могли быть подвергнуты заключению в лагерь. Помимо вертикальной мобильности, профессионально-техническое образование обеспечивало и не менее важную для общества мобильность горизонтальную, являясь важнейшим каналом организованного перетока рабочих рук из деревни на городские промышленные предприятия; например, в 1950 году доля сельской молодежи, принятой в учреждения профтехобразования, составляла 78 %", - отмечает в своей статье, посвященной аспектам развития профтехобразования в СССР Леонид Захаровский.

Он же разделяет несколько этапов развития системы профтехобразования.

А именно: период формирования предпосылок модернизационного проекта (1917—1929 гг.), период его реализации (1929—1953 гг.) и период его свертывания (1953—1958 гг.). В рамках периода реализации сталинского проекта мобилизационной модернизации вполне рельефно проступают два основных этапа. 

Первый этап (1929—1938 гг.) включал в себя создание основ народного хозяйства нерыночного типа. Для профессионально-технического образования это означало постоянный поиск оптимального для нужд модернизации типа учебного заведения, сроков обучения, учебных планов. Основной тип профессионально-технического учебного заведения — школы ФЗУ — на протяжении 1930-х гг. всё меньше соответствовали и масштабам промышленности, и требованиям технического прогресса, сеть их постоянно сокращалась. Применительно к фактору партии этот этап вобрал в себя внутрипартийную борьбу: конкуренцию проектов дальнейшего развития, свертывание НЭПа, репрессии против оппонентов сталинского проекта (и политических, и социальных), обновление правящей партийно-государственной элиты за счет сторонников мобилизационной модернизации. Применительно к стратегии завершения революции это социальное переструктурирование, ликвидация эксплуататорских классов и создание новой социальной структуры, закрепленной Конституцией 1936 года, которая отражала, впрочем, не столько реальность, сколько идеал, к которому это новое общество должно было стремиться.

Молодые осужденные или дети спецпереселенцев при прилежном образовании и труде получали возможность выйти из разряда советских маргиналов и занять достойное место в обществе

Второй этап (1938-1953) представлял собой совершенствование мобилизационных механизмов, их адаптацию к назревавшей войне, решалась задача их максимального использования в военные годы и во время послевоенного восстановления и начала холодной войны. В профессионально-техническом образовании это выразилось в создании системы государственных трудовых резервов. Применительно к фактору партии это принятие комплекса мер по укреплению роли партии, её контроля над важнейшими институтами государства (например, армией за счет устранения ненадежного командного состава), послевоенное восстановление массированного идеологического воздействия на общество. Относительно стратегии завершения революции это переход к постепенному вписыванию маргинализированных в 1929-1938 гг. элементов (например, спецпереселенцев) в новое общество в качестве не просто полезных, но лояльных участников модернизации.

Отметим, что на советскую систему профессионального, рабочего образования выделялись существенные деньги. Система модернизировалась, обновлялась материально-техническая база ПТУ. С другой стороны, сами же ПТУ зарабатывали себе на хлеб. Поскольку были по сути своей мини-предприятиями. К примеру, в Баку в 80-х годах минувшего столетия была создана сеть профтеховских хозрасчетных предприятий,  со статусом юридического  лица с печатью и собственным банковским счетом.  Такие предприятия  стали помощниками и партнерами Бакинских училищ в совместной подготовке рабочих кадров. Для налаживания отношений между профтехучилищами и хозрасчетными предприятиями возникла потребность в создании так называемой менеджерской службы, которой и стало  Бакинское учебно-производственное объединение профтехобразования. 

В независимой Украине отрасль практически не развивались. Те редкие выжившие в новых экономических условиях училища, ставшие колледжами, сохранились и развиваются во многом благодаря их руководителям. Которые сумели вовремя перестроиться на новые рельсы. И перевести свои "составы" на те же самые новые рельсы. Кто не успел, тот канул в Лету. 

Профтехобразование в Украине изменят на голландский манер

Как бы ни ругали российского царя-реформатора Петра I, а нынешние реформаторы по следам царя-самодержца ищут все лучшее не собственной стране. А за рубежом. В той самой преславутой Европе. 

Вот и систему профтехобразования решили модернизировать на голландский манер. Кстати, в самих Нидерландах очень маленький процент людей с высшим образованием. Но по этому поводу там не комплексуют. Поскольку рабочие колледжи и школы у них - в почете. Как, собственно, и рабочие профессии. 

Тамошние аналоги украинских ПТУ - это не место пристанище для всякого сброда и быдла, как принято воспринимать ПТУ у нас. Да, что там говорить, если сама премьер-министр Королевства Нидерландов преподает в ПТУ в Гааге, и это считается престижным как для учебного заведения, так и для политика.

В "голландской модели" разработано несколько уровней профтехнического образования. Во-первых, длительное практическое обучение – для тех, кому совсем не дается теория, поэтому осваивают учащиеся низкоквалифицированные работы. Во-вторых, аналоги наших училищ, в которых осваивается современная специальность (сфера услуг, автосервис, коммерция, социальная работа). Многие профессии, которые у нас получают в вузах, там отнесены к уровню профтехобразования. Кстати, чтобы успешно поступить в такое среднее специальное заведение, азы профессии надо освоить еще в старших классах. Само профессионально-техническое обучение делится на интенсивы, выпускающие помощников специалистов, основное, а также с углубленное теорией и предметами по управлению персоналом – для будущих менеджеров среднего звена. Именно такая разветвленность позволяет удовлетворить запросы разных абитуриентов и делает ПТУ основными учебными заведениями в "стране мастеров".

Какую модель выберет для себя Украина? Пока сложно сказать наверняка. Но, если финансирование отдадут на места, вполне возможно, что она рано или поздно умрет. Тихо, спокойно. Но безвозвратно... 

А это значит, что десятки тысяч тех молодых ребят, которые в силу разных обстоятельств не могут поступить в вузы даже на бюджет, либо вынуждены будут ехать, как дешевая рабочая сила заграницу. Либо становиться здесь барыгами, бандитами и проститутками. Се-ля-ви. 

Мы этого хотим?