Весной 1915 года в местных иллюзионах Екатеринослава началась демонстрация первого российского детектива - фильма «Сонька - золотая ручка». Шестисерийный фильм имел ошеломляющий успех. На протяжении недели показывали одну серию, следующие серии тоже демонстрировались по неделям.
Как пишет dv-gazeta.info, нашумевший роман Ипполита Рапгофа «Сонька - золотая ручка» в 1914 году экранизировал питерский продюсер Александр Дранков. Кинематографическая сага о нищей еврейской девушке из уголовной семьи, роль которой блестяще исполнила актриса Нина Гофман, пользовалась огромной популярностью. Первая серия «Соньки - золотой ручки» была выпущена огромным по тому времени тиражом - в России в разных кинотеатрах одновременно шли 98 копий фильма. Впервые в истории российского кино была проведена рекламная кампания. Александр Дранков ездил по Екатеринославу в оранжевом лимузине с изображением голубых павлинов на боках и зазывал публику на сеанс.
Актриса Нина Гофман родилась и выросла в состоятельной московской еврейской семье. Занималась музыкой и изучением иностранных языков. Мечтала о сцене, но поступить в труппу солидного театра ей не удалось. Играла разные роли на сцене театра Корша. Ее красота привлекла Дранкова, и он пригласил малоизвестную актрису на главную роль в своем фильме.
Приехавшая на премьеру в Екатеринослав Нина Гофман буквально завладела умами и сердцами екатеринославской публики. Состоятельные горожане считали за честь пригласить актрису к себе домой на обед. Она охотно принимала приглашения, и для этого были свои причины. Есть свидетельства того, что Дранков определил ей солидную зарплату, но из-за какой-то размолвки всех денег не выплачивал. Вот и выходит, что экранную «Соньку» наши земляки подкармливали. Вернувшись в Петроград Гофман подала на Дранкова в суд и выиграла дело, но денег так и не увидела. К этому времени продюсер эмигрировал, а Нина Гофман перешла работать в фирму «Кинолента», где были выпущены 7-я и 8-я серии «Соньки». Сегодня чудом сохранились только четыре серии картины, которые никогда не транслировались по телевидению и хранятся в Госфильмофонде.
В послереволюционный период Нина Гофман работала в труппе передвижного театра «Семперанте» Это был особенный театр, созданный в 1917 году при поддержке общества «Долой безграмотность!». На репетициях актеры коллективно создавали пьесы, придумывая характеры персонажей, сюжет. Диалоги не заучивали, импровизировали на сцене. Спектакль играли до тех пор, пока на него шел зритель. Финансовые дела «Семперанте» шли из рук вон плохо. Труппа не раз оказывалась на грани банкротства.
С театром «Семперанте» Нина Гофман снова побывала на гастролях в Екатеринославе в апреле 1920 года. Чтобы дополнительно подзаработать, она давала концерты, на которых играла сцены из фильма «Сонька - золотая ручка». Например, эпизоды где Сонька вручает гонорар защитнику за свое оправдание. Сонька должна была украсть у защитника его часы во время разговора с ним. У исполнительницы была большая «практика» и опыт по разыгрыванию различных видов краж, ведь этому «искусству» ее во время съемок обучали настоящие воры. Нине Гофман действительно удалось выудить часы у одного из зрителей. Когда он обнаружил пропажу, то решил, что перед ним не актриса, а настоящая воровка. И обратился с жалобой в полицию. На следующий день Нину Гофман вызвали в отделение. От визита кинозвезды местные сыщики опешили. Конечно же, они помнили экранную героиню Нины Гофман и восторгались талантом актрисы. Подозреваемую с извинениями отпустили.