Стоимость газа для украинцев может вырасти еще на 30% (ФОТО)
Из-за отсутствия подготовки к рынку, правительству придется продлить действие постановления №758, которое регулирует особый механизм поставок газа. Конкурентного рынка в этом сегменте не будет, как минимум, еще год.
Действие постановления Кабмина №758, которым откладывалось имплементация некоторых норм закона "О рынке газа", заканчивается 31 марта 2017 года. Постановление было принято 1 октября 2015 года - в день, когда вступил в силу закон "О рынке природного газа". Для чего был утвержден этот документ?
В первую очередь, граждане знают его из-за повышения цен на газ. Постановлением была установлена формула расчета цены на газ для населения и установлена его граничная стоимость для этой категории потребителей – 6 879 грн за тысячу кубических метров.
Также важно, что этим документом на сбытовые предприятия облгазов были возложены так называемые специальные обязательства по обсепечению населения газом. В Европе такой механизм известен, как PSO (Public Service Obligation). Это обязательства, возлагаемые на организации для обеспечения услуг, значимых для широкого круга потребителей (service of general interest). В их число могут входить почтовые, энергетические, социальные или банковские услуги.
По сути, своим постановлением Кабмин вывел поставки газа населению из-под действия газового закона. Предполагалось, что постановление будет действовать до конца отопительного периода 2016-2017. За это время правительство разработает нормативную базу и подготовит всех участников процесса к внедрению рынка.
Справка. Участники процесса: государственная газодобывающая компания ПАО "Укргаздобыча" (УГД), которая пока что является единственным источником газа для населения. Акции компании принадлежат НАК "Нафтогаз", НАК "Нафтогаз Украины", который был создан для сглаживания разницы в цене газа для населения и рыночной цены, ПАО "Укртрансгаз" (УТГ), управляющий газотранспортной системой Украины (ГТС). Его роль в процессе ключевая. Именно УТГ отвечает за физическую доставку газа в масштабах страны и обрабатывают всю информацию, связанную с поставками ресурса, облгазы, газораспределяющие компании в форме ПАО, которые эксплуатируют региональные газораспределяющие сети (ГРС). 70% сетей контролируются менеджерами олигарха Дмитрия Фирташа. В частности – "Региональной газовой компанией" (РГК), поставщики со спецобязательствами – сбытовые предприятия в форме ООО, созданные облгазами. Как и ПАО, большинство из них контролируется Дмитрием Фирташем, независимые поставщики. Сейчас они не учувствуют в поставках газа населению. На рынке поставок газа не бытовым потребителям уже появились крупные трейдеры: "ЭРУ Трейдинг" Андрея Фаворова, группа "Скела Терциум" Сергея Белашова и группа "Метида" бизнесменов Игоря Воронина и Юрия Величко, работавших у Фирташа и др, бытовые потребители. Другими словами – население.
1(105)
1 апреля 2017 года временный порядок поставки газа населению, задействованный 758-м постановлением, заканчивается. Это будет означать или полноценный рынок газа, или коллапс в обеспечении населения ресурсом. Дело в том, что за минувшие месяцы правительство так и не устранило ряд ключевых проблем, которые мешают свободной торговле топливом.
Субсидии убивают рынок
Самая большая проблема для построения рынка – наличие субсидий. По информации министра соцполитики Андрея Ревы, в отопительный сезон 2016-2017 субсидиями воспользуются 9 млн из 15 млн домохозяйств, или 60% всех бытовых потребителей. В РГК Дмитрия Фирташа схему возмещения субсидий описывают так: поставщик, продав газа субсидианту, расплачивается с НАК "Нафтогаз" за топливо так называемыми протоколами. По сути – долговыми расписками. "Нафтогаз" расплачивается этими протоколами с УГД за купленный газ. УГД передает протоколы в госбюджет в счет рентной платы за добытый ресурс. Лишь из бюджета платежи идут живыми деньгами на областные администрации, которые возмещают поставщику газа его маржу. Полный круг взаиморасчетов занимает несколько месяцев.
В этой ситуации ни одна частная компания не выйдет на рынок газа для населения. Решить проблему можно с помощью монетизации субсидий – когда субсидиант получает живые деньги на спецсчет, а потом перечисляет их поставщику. Однако в Минсоцполитики заявили, что только на открытие нескольких миллионов счетов уйдет не меньше, чем полгода. Глава НАК "Нафтогаз" Андрей Коболев, отвечая на вопрос корреспондента БЦ в конце декабря, назвал монетизацию субсидий решающим фактором для запуска рынка.
"Я не вижу проблемы в том, что с апреля перестанет действовать постановление №758", - говорит Коболев.
Рыночная цена газа превысила граничный тариф для населения
Постановлением №758 была утверждена формула расчета цены газа для населения. Она привязана к газовому хабу в Германии - NetConnect Germany (NCG). Кабмин взял спотовую (одномоментную) рыночную цену и своим решением установил ее для всех бытовых потребителей на длительный период. Однако за прошедший год значительно изменилась не только цена на немецком хабе, но и обменный курс гривни к доллару. Сейчас рыночная цена поставки газа потребителю составляет около 9 тыс. грн за тысячу кубометров, а не 6,9 тыс грн, установленных Кабмином. Она включает стоимость газа на хабе NCG и его транспортировку от хаба к украинской границе. Эти показатели привязаны к валютному курсу. Также в цену заложена транспортировка газа магистральными газопроводами, принадлежащими УТГ, транспортировка региональными газопроводами облгазов и фиксированная маржа поставщика.
Другими словами, после утраты силы 758-го постановления, Кабмину придется пояснить населению, почему цена газа вырастет еще на 30%.
"Это последнее изменение цены на газ в истории нашего государства", - говорил премьер Владимир Гройсман, комментируя принятие изменений в постановление №758 в апреле 2016 года.
Фактор облгазов
Сейчас рынок работает таким образом, что каждый из его участников должен быть заинтересован в поставке, транспортировке и потреблении газа. Например, компания-поставщик договорилась об импорте ресурса и продаже его промышленному потребителю. Она направляет соответствующую заявку в УТГ, так называемую номинацию. УТГ проводит мечинг (согласование) номинации. Он берет подтверждение номинации у импортера газа о том, что тот действительно продает поставщику заявленный объем. Берет подтверждение у облгаза, – оператора газораспределительных сетей (ГРС), – о том, что есть соответствующие мощности сети для поставки. Берет подтверждение (контракт) у потребителя о том, что он действительно закупает заявленный объем.
2(96)
Относительно поставок населению, слабое звено в этой схеме – облгаз. Он может просто игнорировать номинацию независимого поставщика, чтобы не позволить ему поставлять газ населению. Эту проблему может решить расщепление тарифа на две составляющие – стоимость самого газа и стоимость его транспортировки оператором ГРС.
Нет разделения тарифа на товар и транспортировку
В рыночных условиях, деньги за газ (товар) должен получать поставщик, а стоимость транспортировки ресурса региональными газопроводами потребитель должен платить напрямую облгазу. Только при таком условии у облгазов не будет мотивации завышать объемы поставок и препятствовать заходу независимых поставщиков, которые отберут часть рынка у их сбытовых предприятий. О необходимости внедрения такого механизма в мае 2016 года БЦ рассказывал Дмитрий Вовк, глава Нацкомиссии по регулированию энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ).
"Лишь при выполнении указанных мероприятий будут условия для конкуренции - то, ради чего увеличивались цены до рыночного уровня", - говорит Вовк.
Но и тут есть проблемы с реализацией такого плана. Правительству тяжело объяснить населению, почему каждый потребитель будет получать две платежки за газ, вместо одной. При этом одна из них – фиксированная абонплата за обслуживание сетей. Она взыиается вне зависимости от того, потреблялся газ или нет.
Отсутствует контроль над поставщиком
Если правительство не подготовит к апрелю механизмов контроля над независимыми поставщиками, рынок могут наводнить аферисты. Теоретически любой мошенник может заключить договор с группой потребителей (многоквартирный дом, село, дачный кооператив и т.д.), собрать с них плату за газ, не заплатить за ресурс источнику газа и обанкротить свое предприятие. Больше всего такого сценария опасается РГК, управляющее большей частью облгазов. В случае таких афер облгазы должны будут взять убытки от поставки газа на себя, или выставить повторный счет потребителям. Это испортит и так низкий имидж управляющей компании Фирташа.
Почти до конца 2016 года избыточные механизмы контроля действовали на рынке для промышленных потребителей. Каждый трейдер должен был иметь страховой запас газа в размере 50% от месячного законтрактованного объема газа и внести финансовое обеспечение в размере 50% от месячной стоимости контрактов. Осенью 2016 года размер страхового запаса был снижен до 10%, а финобеспечения – до 20%. В компании Фирташа считают, что этих механизмов для контроля над поставщиком газа населению не достаточно. Все остальные участники процесса сходятся на том, что это второстепенная проблема, которую легко решить.
"Укргаздобыча" в свободном плавании
До вступления в силу закона "О рынке газа" в октябре 2015 года, поставки топлива регулировались законом "Об основах функционирования рынка газа". В старом законе содержалась норма о том, что весь газ, добытый государственными компаниями, должен идти на нужды населения. Теперь ее нет. Сейчас лишь постановление №758 обязывает УГД продавать весь вой ресурс для нужд населения. С отменой постановления УГД, теоретически, сможет продавать газ любому трейдеру независимо от конечного потребителя. В таком случае, самой компании и трейдерам выгодно будет использовать ресурс для более обязательных плательщиков – крупных предприятий. Здесь сыграет то, что затраты на администрацию поставок населению больше, чем затраты на администрацию одного крупного контракта. Но, правительство не может допустить большого скачка цен на газ для бытовых потребителей за счет увеличения маржи поставщика. Решать эту проблему придется, вводя новые нормативные акты на уровне правительства.
"Укртрансгаз" без программного обеспечения
Основным условиям для создания рынка и интеграции украинской системы газоснабжения в европейскую, является наличие программного комплекса оператора ГТС. Такая программа позволит УТГ вести учет всех поставок газа в режиме синхронизации с европейскими операторами. Тендер на закупку такой программы был объявлен УТГ в декабре 2016 года. В январе победила венгерская софтверная компания IP Systems Ltd, которая разработала подобную систему для венгерского газового оператора. Стоимость продукта – 70 млн грн. Однако договор еще не подписан. Лишь после внедрения программы, в Украине сможет заработать балансирующий рынок газа, подобный европейскому. Для населения программа важна тем, что лишь с ее помощью УТГ сможет ежедневно сводить баланс газа. Это значит – видеть потребление: общее по стране, по любой категории потребителей, по каждому облгазу и газораспределительной станции.
Еще в начале 2016 года каждому потребителю (в том числе и бытовым) был присвоен так называемый код EIC (Energy Identification Code) – сквозной идентификатор для газовых систем Евросоюза. Внедрение программы оператора и создание базы потребителей – обязательное условие для установления рыночного механизма в поставках газа бытовым потребителям. Очень маловероятно, что к следующему отопительному сезону 2017-2018 Кабмин устранит все проблемы, мешающие запуску рынка для населения. Теперь самый прогнозируемый шаг правительства – продление действия постановления №758 еще на год. Это значит, что конкуренции в поставках газа населению не будет. А реформа газовго рынка откладывается на неопределенный срок.